Почему российских детей захлестнула волна жестокости и насилия

Во Владивостоке два года лишения свободы условно получила школьница, участвовавшая в вымогательстве и избиении сверстницы. Расправу вымогатели, которым едва исполнилось по 14 лет, сняли на видео и выложили в Сеть

Фото:

Во Владивостоке два года лишения свободы условно получила школьница, участвовавшая в вымогательстве и избиении сверстницы. Расправу, в ходе которой жертва получила травмы средней степени тяжести, вымогатели, которым едва исполнилось по 14 лет, сняли на видео и выложили в Сеть.

«Деньги есть?» — помню этот вопрос из детства. Не знаю, отнимали ли друг у друга карманные деньги дети Кутузовского проспекта в начале 80-х, но в рабочих районах, вроде Коптево возле метро «Войковская», это было ежедневной практикой. Отнимали у кинотеатра, куда совсем маленькие шли на утренний сеанс, отнимали вечером, по выходным мини-шайки дежурили у гастронома, чтобы отнять у более слабого подростка сдачу после покупки продуктов для дома. При сопротивлении били. Но никогда — ногами, никогда лежачего и только до первой крови. Ну, про съемку и речи быть не могло в силу технической неоснащенности тех времен, хотя фотоаппарат «Смена 8М» был у многих.

В чем разница между детской практикой насилия и вымогания денежных средств тогда и сейчас? Главное отличие — в эстетике. Жестко звучит? Но это так. Эстетики насилия и жестокости просто не было. Подростки, отнимавшие деньги на улице в моем детстве, прекрасно понимали, что совершают преступление, гордились этим только в очень узком кругу внутри «шайки», осознавали, что участковый милиционер совсем не сказочный персонаж и, что самое главное, не упивались жесткостью. Быть жестоким было плохо. Так поступали только фашисты, а ими никто быть не хотел.

Сегодня существует практически принятая всем обществом эстетика жестокости и насилия. В кинофильмах и сериалах даже «хорошие» бьют «плохих», ломая кости и упиваясь кровью. Гордиться совершенным отрицательным, антисоциальным действием стало действительно «круто», ибо это поднимает тебя в неком рейтинге.

Шоу стало главным. Тот, кто известен, почти безгрешен. Ведь умерший от наркотиков рок-певец — это герой, а сверстник с такой же причиной смерти — просто неудачник. Наконец, имидж сотрудника полиции и образ неотвратимости наказания также размыт и реальной ситуацией, и бесконечными медиаремарками о коррупции и беспомощности.

На что опереться подростку в поисках своих понятий о добре и зле, если родители увлечены зарабатыванием пропитания и кредитами? Есть ли у подростка реальная альтернатива заработать немного денег без криминальных сюжетов? Для меня, отличника 80-х, сдать бутылки было не в тягость, и мой имидж «на районе» это не портило.

Промежуточный итог печален. Идеология — это, наверное, плохо, но ее отсутствие позволяет делать «свободный выбор» тем, кто его еще делать в силу возраста и нетвердых критериев оценки просто не в состоянии. Подростки выбирают очевидное. А очевидное льется к нам ежедневно с экранов телевизора и сайтов Интернета.

Не призываю ввести цензуру, призываю снимать и другое кино. Хорошее, мощное, красочное. Чтобы выбор при формировании ориентиров и моделей поведения правда был. Пока что у копирующих нас детей альтернативы просто нет.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика