О чем говорит окончание скандала вокруг профессора МГИМО Андрея Зубова

Профессора МГИМО, историка Андрея Зубова, прославившегося благодаря статье, осуждающей политику властей в отношении Крыма, все-таки уволили. Кто-нибудь удивлен?

Фото:

Профессора МГИМО, историка Андрея Зубова, прославившегося благодаря статье, осуждающей политику властей в отношении Крыма, все-таки уволили из университета. Скажите, кто из вас удивлен?

Преподаватель был уволен якобы за многочисленные нарушения правил ВУЗа по п. 8 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. «То есть, это аморальный поступок, сделанный педагогическим работником. Ну, как обычно, знаете, к девушкам пристают или голым выбегают в аудиторию — это имеется в виду», — прокомментировал сам Андрей Зубов эту информацию.

Формулировка «увольнение за аморальное поведение» отдельно подчеркивает глубину проступка профессора и то отношение, которое по задуманной мысли должны вызвать в обществе высказывания «провинившегося». Сразу на ум приходят строки из песни Александра Галича о советских реалиях, уже ушедших, но почему-то все более актуальных день ото дня:

И тогда прямым путем в раздевалку я,
И тете Паше говорю, мол, буду вечером,
А она мне говорит: "С аморалкою
Нам, товарищ дорогой, делать нечего".

С точки зрения закона увольнение абсолютно не правомерное. Во-первых, сама формулировка явно не соответствует деяниям преподавателя. Во-вторых, Андрей Зубов является членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и по федеральному закону вообще не может быть уволен с работы. Но про закон я это так, для общей насыщенности материала.

Профессор, кстати, планирует подавать в суд. Перспективы удовлетворения иска Зубова в нашем суде сомнительны. «Аморальное» поведение просто так буквой закона, боюсь, не вытравить. «Не в моем доме!»

Мы же, в свою очередь, можем констатировать, что в России свобода доступна, похоже, только на ментальном уровне: думать можешь что угодно, но публично высказываться — не сметь! Публично извольте мыслить едино, а нет — тогда скатертью дорожка. К слову, сегодня за отрицание того, что Крым входит в состав Российской Федерации, можно получить «пятерочку». Прецедентов пока не было, но будьте осторожнее, господа.

На этом фоне очень трогательно выглядит инициатива студентов МГИМО собрать подписи за отмену увольнения любимца университетской публики. Они, конечно, молодцы — всё делают правильно. Гражданско-студенческий долг — это похвально. Но, вероятно, в стране, где даже коллективные письма многих десятков жутко знаменитых деятелей культуры не меняют ничего, это неравнодушие также останется только похвальной инициативой на бумаге. Тем лучше для этих студентов — быстрее поймут, в какой реальности теперь проживают. Учащиеся МГИМО в большинстве люди неглупые, поэтому смогут сделать нужные выводы: что у нас происходит, куда стремиться и где жить. Этакий ликбез на ярком примере.

Несколько более любопытной представляется реакция на эту историю российского профессорского сообщества. Промолчат ли преподаватели МГИМО и других вузов страны, или для них, как и для обширного большинства, ближе принцип «лишь бы не меня»? Пришло время узнать, есть ли гражданская позиция или чувство профессиональной солидарности среди интеллектуальной элиты России.

Как бы то ни было, в ближайшей перспективе общую направленность развития окружающей нас действительности различные сотрясания вокруг изменят вряд ли. В последнее время особой популярностью стало пользоваться высказывание Джорджа Оруэлла: «Во времена всеобщей лжи говорить правду — это экстремизм». По аналогии с этим афоризмом история Зубова дает современное прочтение: в наши времена иметь особое мнение — это аморально.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика