Что творилось в суде, где приговаривали узников Болотной

Фигурантов так называемого Болотного дела признали виновными в пятницу. Хотя приговор им огласили не до конца – конкретные меры наказания решили озвучить после выходных

Фото: Осужденные // Александр Алешкин

Фигурантов так называемого Болотного дела признали виновными в пятницу. Хотя приговор им огласили не до конца – конкретные меры наказания решили озвучить после выходных. Происходящее у стен суда во время процесса напоминало филиал той же Болотной, угрожая вылиться в «мини-майдан».

Суд не для всех

Слушание было назначено на полдень, но уже к 11 у Замоскворецкого суда собрались около 200 человек. Пришедших встречали полицейские, автозаки и заграждения – несмотря на то, что заседание официально было открытым. Последним не преминули воспользоваться и «первые лица» оппозиции. Ближе к 12 к толпе присоединились Навальный с супругой, Немцов, Митрохин, Яшин. Прямиком из Сочи на суд прибыли Толоконникова и Алехина из Pussy Riot. Увы, зря. Даже родственникам подсудимых, адвокатам и журналистам приходилось путем долгих уговоров прорываться в здание, что уж говорить об именитых зеваках. Хотя девушки из PR увещевали полицейских не менее получаса. Но стоило им сделать шаг за ограждение, их буквально занесли обратно.

[:image:]

В устроенной неразберихе сотрудники сперва даже отказывались запустить подсудимую Сашу Духанину – единственную, кто находится под домашним арестом.

Александра Духанина, 20 лет, студентка МГУ, задержана 26.05.2012, за время домашнего ареста вышла замуж (теперь она Наумова). Обвиняется в том, что в ходе массовых беспорядков в мае 2012-го бросила в омоновцев не менее 8 «фрагментов асфальтового покрытия», а также пустую бутылку. Обвинение требует 6 лет (единственная получила условный срок, 3 года и 3 месяца).

В итоге за кордон пропустили лишь правозащитницу Людмилу Алексееву и отца и сына Гудковых. Они присоединились к нескольким десяткам журналистов, ожидающих в холле суда. В сам зал сквозь давку, проверки и обыски к полудню пропускали лишь ближайших родственников подсудимых. Журналистам предстояло еще долго толпиться в фойе. (Слушание началось лишь после 15.) Гудковы через пару часов сдались и предпочли вернуться в толпу.

Хватают без логики

Впрочем, до начала процесса на улице было поинтереснее. Поулыбавшись сотрудникам и показав корочки, я тоже смогла выйти за турникеты. К 12 здесь собрались уже около 1000 человек. Особо ловкие взбирались на стоящее у ворот дерево, один активист так и просидел на ветвях несколько часов с поэтичным плакатом «Разреши оковы неправды». Начались первые задержания – в автозак отволокли двоих в костюмах петухов и одного субъекта, кидавшегося сырой курицей, – провокаторы выступали против тех же Pussy Riot, намекая на одну из их акций. Птичью тему подхватили и сторонники подсудимых – из толпы в небо выпустили 8 белых голубей, по числу «узников Болотной». Запустили и связку воздушных шаров с плакатом «Свободу героям 6 мая». Шары запутались в проводах, а чтобы отцепить «крамольную» растяжку, полицейские не поленились подогнать в гущу людей экскаватор.

[:image:]

Чем дольше затягивалось оглашение приговора, тем больше волновались в толпе. Скандирование «Оправдать, отпустить!» сменилось на «Россия без Путина» и украинское «Банду геть!» А «винтить» собравшихся начали практически ежеминутно. С крыши одного из автозаков сотрудник центра «Э» наблюдал за толпой через видео­камеру и периодически указывал коллегам, кого хватать.

– Не пойму их логику: задерживают даже тех, кто стоит спокойно. Так и на Болотной было, – сетовала пенсионерка, снимая (на всякий случай) значок Комитета 6 мая.

Но хватали и со значками, и без, задержали даже патриота с триколором России. Жительницы окрестных домов в бигудях наблюдали за всем этим из окон. Деятели оппозиции стояли отдельной группкой и невозмутимо раздавали интервью.

– У меня нет оптимизма, – говорил Алексей Навальный. – Люди уже два года сидят ни за что, и не думаю, что сегодня их просто отпустят.

Обещание Майдана

Ближе к трем часам дня в зал суда наконец завели подсудимых (хотя в здании они, как уверяли адвокаты, находились аж с 9 утра).

– Впервые мы их видели в наручниках, да еще в таком кольце конвоя, – говорила мне позже теща Белоусова.

Ярослав Белоусов, 22 года, студент факультета политологии МГУ, женат, имеет двухлетнего сына. Арестован 09.06.2012. Обвиняется в том, что бросил в полицейского «неустановленный шарообразный предмет желтого цвета». По мнению прокурора, бильярдный шар. Обвинение требует 5 лет (получил 2,5).

Журналистам пришлось наблюдать за происходящим по видеотрансляции в холле. На экране «узники Болотной» смотрелись бодро, иногда даже чему-то улыбались. Возможно, доносившемуся с улицы «Свободу, свободу!»… Кстати, с началом слушания журналистов наконец начали пропускать в туалет – он находился на том же этаже, что и зал заседаний. В холле дежурили сотрудники спецназа: один охранял дверь в уборную, остальные наблюдали из окон за толпой внизу. И комментировали на удивление сочувствующе.

[:image:]

– Еще одного повязали. Их тоже будут судить потом? Вот так задел сотрудника по плечу – а тебя потом на 2 года.

Туалет тоже оказался островком свободомыслия. Напротив унитаза кто-то уже накорябал: «Хотите Майдан, получите!»

Уже с первых слов судьи Никишиной можно было догадаться о характере приговора – «возник преступный умысел», «преступный характер действий».

– У меня нет иллюзий, судья, по сути, дословно зачитывала обвинительное заключение, – сказал мне адвокат Савелова Муртазин.

Артем Савелов, 33 года, бывший сотрудник метрополитена. Задержан 11.06.12. Страдает заиканием, за время заключения здоровье ухудшилось. Обвиняется в том, что «грубо хватал сотрудника за кисти рук». Обвинение требует 5,5 лет (получил 2 года и 7 месяцев).

Спустя час судья добралась до описания ущерба, причиненного беспорядками в целом. Рассказав о 6 разгромленных мобильных туалетах, Никишина вдруг запнулась, объявив: чтение приговора продолжит в понедельник.

Явно заранее продуманный ход возымел эффект: толпа на улице растерянно замолчала.

– Мы собирались идти на Манежную в случае обвинительного приговора. А теперь что делать? – жаловались активисты.

– Расходимся, – скомандовал Навальный. Толпа быстро начала редеть.

 [:image:] 

В не меньшем замешательстве, со слезами, из здания выходили и родные «узников».

– Мы надеялись на лучшее, хотя были готовы и к самому худшему. В итоге уходим ни с чем. Но если сына осудят, я готова выходить на любые акции протеста, – заявила мама Луцкевича Стелла.

Денис Луцкевич, 21 год, бывший морпех, участвовал в параде на Красной площади, мечтал служить в ФСО. Во время событий на Болотной был сильно избит. Арестован 09.06.12. Студент-заочник факультета культурологии Госакадемии гуманитарных наук. Обвиняется в том, что бросал камни в сотрудников не менее 3 раз, у одного из омоновцев вырвал защитный шлем. Обвинение требует 5,5 лет (получил 3,5).

Адвокаты строили противоположные прогнозы насчет сроков.

– Надеюсь, что приговор не будет жестоким – дадут условно, освободят в зале суда, – говорил защитник Аграновский. – Ведь они уже провели в СИЗО достаточно. И всем очевидно: эти ребята случайно выхвачены из толпы, и нельзя, чтобы они отвечали за всю Болотную.

Защитник Степана Зимина Панченко сказал, что не удивится и 8 годам – максимальному наказанию:

– В данном случае решает не суд, а политики. Я опасаюсь, что события на Украине отра­зятся на приговоре: решение может быть принято в назидание нашей оппозиции.

Перенос приговора также связывали и с украинскими событиями, и с Олимпиадой. А скорее всего с происходящим у суда. Слишком много людей пришли поддержать «узников», и слишком уж превентивно вели себя полицейские, задержав больше 200 человек. Однако утром в понедельник узкая улочка снова была заполнена людьми.

– Власти и правда стоит хорошо подумать над приговором, – говорили активисты. – Пусть видят нас и думают о последствиях.

В конце концов, все «узники», кроме Наумовой, получают реальные сроки: от 2,6 до 4 лет колонии общего режима. У суда продолжились жесткие столкновения с полицией и задержания. К Манежной площади уже днем стянули внутренние войска...  К утру вторника, 25 февраля, всех задержанных (200 человек) отпустили.

/досье

Кто еще на скамье подсудимых

Степан Зимин, 22 года, студент-востоковед РГГУ, антифашист, увлекался исторической реконструкцией. Арестован 08.06.2012. За полгода до ареста от рака скончалась его мать. Обвиняется в том, что не менее 3 раз бросал в сотрудников куски асфальта, один раз попал, сломав омоновцу палец. Обвинение требует 5,5 лет (получил 3,5).

Андрей Барабанов, 23 года, выпускник математического колледжа, художник. Задержан 28.05.2012. За время заключения серьезно ухудшилось зрение. Обвиняется в том, что ударил омоновца по бронежилету. Обвинение требует 5,5 лет (получил 3 года 7 месяцев).

Алексей Полихович, 23 года, студент РГСУ, служил на флоте, подрабатывал курьером. Задержан 26.07.2012. За время заключения женился в СИЗО. Обвиняется в том, что пытался оттеснить цепь полицейских, хватал их за руки. Обвинение требует 5,5 лет (получил 3,5).

Сергей Кривов, 52 года, кандидат физико-математических наук, женат, имеет двух несовершеннолетних детей. Участвовал в пикетах в защиту «узников Болотной», арестован 18.10.2012. Обвиняется в том, что толкал полицейских, у одного отобрал дубинку. Обвинение требует 6 лет (получил 4).

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика