Как станция "Мир" превратилась из гордости российской космонавтики в груду металлолома

20 февраля 1986 года была запущена советская орбитальная станция «Мир», которая 15 лет оставалась международным космическим домом. Мы вспомнили путь «гордости российской космонавтики» от запуска до печального конца в прямом эфире ТВ

Фото: Global Look Press

20 февраля 1986 года была запущена советская орбитальная станция «Мир», которая 15 лет оставалась международным космическим домом. Мы вспомнили путь «гордости российской космонавтики» от запуска до печального конца в прямом эфире ТВ.

1. Запуск станции и первая внештатная ситуация в 1987 году

Славная история «Мира» началась в феврале 1986 года, когда первый 20-тонный базовый модуль станции вывели на земную орбиту. Аппарат готовили в страшной спешке, поскольку советское правительство велело осуществить запуск к XXVII съезду КПСС. Старт назначили на 16 февраля, однако за пару секунд до запуска была утеряна связь со станцией, и главный конструктор принял решение прервать старт. Запустить «Мир» удалось только 20 февраля. А весной 1987 года на станции возникла первая внештатная ситуация: станционный мусор помешал стыковке модуля «Квант», предназначенного для астрофизических исследований и экспериментов. Космонавтам пришлось совершить незапланированный выход в открытый космос, чтобы вытащить из стыковочного узла мусор и надёжно прикрепить «Квант» к станции.

О сложностях работы в открытом космосе рассказал советский космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Гречко. По его словам, любой выход в открытый космос, хоть плановый, хоть внеплановый – это интересная, но трудная работа. Сковывающий движения надутый скафандр отчасти напоминает туристическую палатку, которая крепко стоит на земле: «Если не надуешь, задохнёшься, а если надуешь, скафандр становится как деревянный».

2. Авария «Союза» и «Кристалла» в 1994 году

В январе отходивший от станции корабль «Союз ТМ-17» дважды столкнулся с модулем «Кристалл», в котором изготавливались кристаллы высшей чистоты. Частично потеряв управляемость, «Союз» ударился о модуль самой уязвимой своей частью – спускаемым аппаратом. Удар был бы гораздо сильнее, если бы космонавт Василий Циблиев не перешёл вовремя с автоматического управления на ручное и не увёл корабль от солнечных батарей, антенн и стыковочных модулей «Мира»: на борту «Союза» произошла бы разгерметизация. Как выяснилось, авария случилась из-за перегруженности космического аппарата «Союз ТМ-17»: возвращавшиеся на Землю космонавты взяли с собой слишком много сувениров со станции.

По мнению Георгия Гречко, человеческие ошибки и технические сбои отнюдь не редкость в космосе. Внештатные ситуации были, есть и, к сожалению, всегда будут: «Слава богу, никто не погиб тогда». Зато, отмечает Гречко, за 15 лет станция «Мир» накопила драгоценный опыт, который никакими деньгами не измеряется. Те самые образцы материалов, приборов, электроники и стёкол, столько лет проработавшие в космосе, должны были стать уникальнейшими вещами для проектировщиков следующих станций и российских модулей на МКС.

3. «Мир» на грани катастрофы в 1997 году

1997 год стал для станции «Мир» годом катастроф. 23 февраля на станции возник пожар – загорелась кислородная шашка регенерации атмосферы. По всему комплексу распространился едкий дым. Шесть космонавтов, находившиеся на станции, надели дыхательные маски и готовились к эвакуации, для чего к «Миру» уже было пристыковано два корабля «Союз ТМ». Однако за несколько секунд до намеченной эвакуации огонь удалось потушить. Какое-то время после инцидента космонавтам пришлось работать в респираторах и убирать пену от огнетушителей.

В марте на станции вышла из строя система кондиционирования, отчего температура на борту поднялась до 50 градусов по Цельсию при допустимых 28. Кроме того, началась утечка токсичного хладагента. Корабль «Прогресс-М34» доставил на станцию необходимые для ремонта «Мира» материалы, кислородные шашки и запасы воды. Вскоре в трубах системы кондиционирования устранили десяток трещин, и «Мир» продолжил работу в штатном режиме.

Однако 25 июня случилась другая беда: беспилотный грузовой корабль «Прогресс», сбившись с курса, столкнулся с модулем «Спектр». В результате космический грузовик повредил солнечные батареи и оставил в модуле пробоину. «Спектр» потерял герметичность, но космонавты смогли закрыть ведущий в него люк и избежать критического понижения давления на станции. Из-за отсечения модуля «Мир» временно потерял 40% электроэнергии; электроснабжение полностью восстановили лишь в августе. Между тем на Земле начали поговаривать о том, чтобы перевести стареющую космическую станцию на беспилотный режим.

Георгий Гречко считает, что «Мир» не устарел ни в 1997, ни даже в 2001 году. Станцию регулярно приводили в порядок, чинили, обновляли. После последнего ремонта специалисты пришли к выводу, что просуществовавшая 15 лет станция может нормально работать ещё около трёх лет. Гречко сравнил «Мир» с обычным автомобилем, на который даётся 2-летняя гарантия, однако после хорошего ремонта автомобиль, конечно, будет «на ходу» гораздо дольше, чем два года.

[:image:]

4. Выход из строя системы кондиционирования в 1998 году

Ещё один неприятный сюрприз устроила своим жителям станция в 1998 году. Из-за компьютерного сбоя солнечные батареи станции потеряли ориентацию и перестали следить за солнцем, после чего отключилось электропитание. Затем отказала система кондиционирования, и в некоторых отсеках «Мира» воздух прогрелся до 32 градусов. Благодаря экстренным мерам температуру понизили до 28 градусов. Именно тогда командир экипажа Талгат Мусабаев заявил, что космонавты совершают непозволительно много ошибок из-за утомления. В США тем временем появились сообщения о том, что американцам больше не безопасно оставаться на станции. Однако глава НАСА Дэн Голдин выступил с официальным опровержением этой информации.

По мнению Георгия Гречко, американское правительство постепенно вынуждало Россию добить орбитальную станцию: «Нас заставили "Мир" уничтожить». Под нажимом американцев, уверен космонавт, отечественные политики сначала перевели станцию в беспилотный режим, а затем и вовсе утопили: «Американцы всех загоняли на станцию МКС, и все страны ограничивали в национальных исследованиях».

5. Переход станции в беспилотный режим в 1999 году

Российские власти медлили с отказом от эксплуатации «Мира» и безуспешно искали иностранных инвесторов. Но хотя минимальный объём спонсорских взносов постоянно снижался, никто не собирался помогать погибающей станции. В июне «Народный благотворительный фонд сохранения космической станции "Мир"» призвал жителей России собрать пожертвования в пользу станции; в обращении говорилось, что без станции отечественная космонавтика окажется отброшенной на десятилетия назад. Однако необходимые средства собрать не удалось, а государственное финансирование закончилось. В августе космонавты 27-й экспедиции завершили работы по переводу «Мира» в беспилотный режим. На пресс-конференции участники экипажа отметили, что станция находится в хорошем состоянии и доказывает свою надёжность. Однако сегодня, в 2014 году, Георгий Гречко иронически оценивает перспективы того проекта: «Вот когда вы захотите купить новую машину, а эту отослать на свалку, вы будете её ремонтировать?» По мнению космонавта, излишне было тратиться на ремонт «Мира», если уж его решили законсервировать и потом утопить в Тихом океане.

6. Попытки спасти «Мир» в 2000 году

Через некоторое время инвесторы всё же нашлись, но проекты у них были свои: американский мультимиллионер Уолт Андерссон предложил превратить «Мир» в космический туристический комплекс. Бизнесмен инвестировал 21 миллион долларов в создание компании MirCorp, которая должна была заниматься коммерческой эксплуатацией станции. Представители MirCorp подписали с российскими властями договор об аренде станции «Мир», после чего в апреле туда отправился первый коммерческий экипаж. Англичанин Питер Люэллин выразил готовность оплатить свою прогулку на «Мир», а также выделить дополнительно довольно крупную сумму. «Турист» начал было тренировки в Центре подготовки космонавтов, но в конечном счёте пренебрёг своими материальными обязательствами и уехал. Затем из-за отсутствия заказчиков провалился проект компании MirCorp, и российские власти решили затопить космический комплекс в Тихом океане.

Как считает Георгий Гречко, гораздо лучше было бы превратить «Мир» в туристический комплекс, чем его уничтожать. Одним из последствий недальновидного поведения российских властей космонавт считает гибель в Кармадонском ущелье съёмочной группы Сергея Бодрова-младшего. По словам Гречко, российские космонавты на МКС сделали фотографии сдвинувшегося ледника, в результате схода которого и погибли участники группы. Если бы снимки попали на Землю, съёмочную группу можно было бы предупредить об опасности и спасти. Однако американцы якобы не позволили российским космонавтам воспользоваться своей техникой и передали на Землю другие фотографии, где не было заметно, что ледник сдвинулся. «С чужого возу и посреди грязи слазь», — с горечью резюмирует Гречко.

7. Затопление станции в 2001 году

23 марта станция «Мир» была сведена с орбиты и затоплена в Тихом океане. Большая часть 140-тонного комплекса сгорела при входе в атмосферу. До земли долетели лишь фрагменты некоторых модулей, по размеру сравнимые с легковым автомобилем. Около 1500 обломков упали в Тихий океан между Новой Зеландией и Чили — на этом «кладбище космических кораблей» с 1978 года покоятся 85 орбитальных конструкций, включая орбитальные станции. Понаблюдать за падением обломков станции смогли пассажиры двух самолётов, билеты на которые стоили около 10 тысяч долларов. Среди зрителей были некоторые российские и американские космонавты, побывавшие на «Мире». «В это время почти все мы плакали, во всяком случае, внутренними слезами», — вспоминает Георгий Гречко, который наблюдал за падением обломков «Мира» по телевизору.

Легендарная станция «Мир» находилась в космосе 15 лет, хотя была рассчитана на работу в течение 5 лет. Главная особенность станции заключалась в том, что она была оборудована шестью стыковочными узлами, позволявшими добавлять к ней новые модули и создавать на орбите многоцелевой научно-исследовательский комплекс. За 15 лет на долю «Мира» выпало много испытаний. При этом на станции было выполнено более 23 тысяч научных исследований и экспериментов, многие из которых до сих пор не имеют аналогов в мире. Таким образом, затонувший в Тихом океане «Мир» одновременно стал и победой, и поражением российской космонавтики.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика