12:28, 16 Января 2014 Версия для печати

Астрономы объяснили ценность открытия нетипичной черной дыры

15 января астрономы из Испании обнаружили небольшую, но весьма нестандартную черную дыру в созвездии Единорога. Отличие этой черной дыры от ранее изученных в том, что она почти не испускает рентгеновского излучения.

Об открытии Хорхе Касареза и его коллег из Астрофизического института Канарских островов в Санта-Круз-де-Тенерифе сообщил журнал Nature.

Черная дыра была обнаружена 15 января около необычной звезды MWC656, находящейся от нас примерно в 8500 световых годах. Небесное тело входит в класс звезд B(e), отличающихся очень высокой скоростью вращения, отчего часть вещества выбрасывается вокруг тела звезды, образуя своего рода диск. Нередко B(e)-звезды сосуществуют в паре с нейтронными звездами.

В данном же случае на месте предполагаемой нейтронной звезды ученые выявили наличие небольшой черной дыры, вращающейся вокруг объекта MWC656. Астрономы определили уровень искажения излучения от звезды и пришли к выводу, что эти искажения вызваны небольшой - всего в 4-7 раз тяжелее Солнца - черной дырой. Такая находка позволяет предположить, что на самом деле черные дыры не так уж редко являются "компаньонами" звезд типа B(e), но остаются незамеченными из-за недостаточного для восприятия земными телескопами уровня рентгеновского излучения. Вероятно, слабость излучения вызвана небольшими размерами черной дыры.

Напомним, что черные дыры - это образования, в которых сила гравитации настолько велика, что они поглощают не только вещество, но и всякое излучение, кроме слабого рентгеновского, тем самым не позволяя себя "увидеть".