Урбанист Михаил Блинкин: Снос пятиэтажек – пока лишь идея

Sobesednik.ru поговорил с профессором Высшей школы урбанистики Михаилом Блинкиным о сносе хрущевок в Москве

Фото: Программа сноса панельного жилья только объявлена, но о ней уже говорят как о великом московском переселении // Стоп-кадр YouTube

Sobesednik.ru поговорил с профессором Высшей школы урбанистики Михаилом Блинкиным о сносе хрущевок в Москве.

Программа сноса панельного жилья только объявлена, но о ней уже говорят как о великом московском переселении.

«Это мощный политический жест»

– При каких обстоятельствах вы узнали о планах по тотальному сносу московских пятиэтажек и каким было первое впечатление?

– Впервые я услышал об этом на заседании Общественной палаты Москвы, членом которой являюсь. И был удивлен. 20 лет назад программу сноса пятиэтажек уже начали, шла она очень трудно и в реализации затянулась. А новая, собянинская, раз в 5 масштабнее. Это, безусловно, мощный политический жест.

– Реализуемый? Это вообще возможно, учитывая, что панельными домами застроена половина Москвы?

– Ну не половина. Речь идет о панельном бублике – так называется на урбанистическом жаргоне застройка между ТТК и МКАДом. Превратить эти районы в современные и комфортные было бы здорово. Комментировать реалистичность этой затеи я пока не берусь, потому что это лишь некий лозунг: давайте снесем старое жилье. Конкретной программы – с районами, квадратными метрами, рублями и пр. – еще нет в природе. Могу только предположить, что по крайней мере какая-то часть москвичей выиграет в итоге, и слава Богу.

– Но рады не все. Жители центральных районов, например, говорят, что город превратится в бетонные джунгли и окончательно встанет в пробках.

– Застройка, безусловно, будет плотной – для неплотной в Москве просто нет места. Но сама по себе она никому не мешает жить, если сделана с архитектурным вкусом и соблюдением современных норм. Однако она плохо совместима с автомобильной мобильностью, это правда. Когда я слышу высказывания самых разных людей – и политиков, и планировщиков, и общественников, – что новая застройка будет обеспечена парковками, я даже не знаю, смеяться или плакать. Совершенно очевидно, что заменить пятиэтажный квартал серьезными современными домами от 20 этажей и выше и обещать всем жителям машино-места – это... Это наивно. Нынешняя ситуация, когда я живу в многоэтажном доме и каждый день езжу на машине, невозможна в принципе в условиях новой застройки. Но есть обстоятельство, которое меня успокаивает.

– Какое?

– Век Форда начался в 1908 году – прошло больше 100 лет, и он, похоже, заканчивается. Думаю, когда программа сноса старого жилья вступит в активный этап, а это случится лет через 10–15, мы излечимся от автомобильной болезни. Это не просто мои догадки – уровень автомобилизации городов мира, который стабильно и мощно рос, остановился уже давно. Людям стало неудобно жить с таким количеством машин. И нас ждет то же самое.

«Есть хорошие и плохие районы. Это надо менять»

– В хрущевских домах есть какие-то плюсы? Многим они нравятся.

– Я знаю людей, которые переезжали в них еще в 1968 году – это было счастьем. Они меняли на хрущевки полуподвалы и коммуналки, так что понятно, почему они были довольны. Но на дворе 2017 год. По нынешним меркам это плохое жилье.

[:image:]

– Люди говорят, что готовы терпеть ради хорошего района, и боятся при переселении оказаться в плохом. Как быть с этим? Законопроект по реновации предусматривает переселение в другие районы, а здравый смысл подсказывает, что без этого не обойтись.

– Тут люди тоже отталкиваются от нынешних реалий, что в городе есть удобные для жизни районы, а есть плохие. Но если Москва будет осуществлять эту огромную программу реноваций толково, нынешнее разделение районов по качеству жизни – этот жуткий разрыв должен сокращаться. Провести столь мощную строительную программу и сохранить нынешнее положение дел с прежними перепадами качества застройки было бы совсем печально. Бессмысленно в таком случае вообще все это затевать.

– А есть вообще в истории урбанистики примеры чего-то подобного? Париж времен барона Османа?

– По грандиозности это можно сравнить, например, с китайскими проектами. Там строят 1 кв. м на душу населения в год и совершенно беспощадно сносят все старье и убожество. Но если говорить о городах-миллионниках с европейской планировкой, это уникальный проект, надо признать. Кстати, отношение населения к сносу везде разное. В Европе такие вещи всегда проходили очень болезненно. А в американских городах и 40-этажные здания сносят совершенно спокойно: недвижимость стоит столько-то, если цена справедлива, у владельца вопросов нет. У нас срабатывает психология: человек живет в пятиэтажке, понимает, что это жилье плохое, но он привык и боится худшего.

– Это можно понять. Например, как город собирается выполнять условие «комната за комнату»? Хрущевская трешка – 60 кв. м, сейчас таких не строят.

– Есть современное малогабаритное жилье, которое при хорошей планировке вполне пригодно для жизни. Тут все в порядке и все возможно, были бы деньги и политическая воля.

«Автомобильного счастья не будет»

– А что мы хотим в идеале на месте старых районов?

– Не знаю, что хотят власти – они, вероятно, сами пока не определились. Но я, как урбанист, хочу следующее: чтобы в моем районе была возможность молодой маме или бабушке с внуком выйти погулять, чтобы была нормальная социальная инфраструктура и удобные подходы к общественному транспорту. И не хочу, чтобы в этом районе были парковки из расчета по две машины на квартиру. От такого «счастья» надо избавляться.

– Но где же строить парковки?

– Нигде. Важнее пешеходная среда. Если она скверная, «последний километр» становится огромной проблемой. Когда мне от дома до остановки нужно идти по узенькому грязному тротуару, я буду думать, не поехать ли мне на машине. Если добираться комфортно, тогда большинство населения с удовольствием и пользой для себя пройдет этот километр пешком. Так вот, Москва вполне может сделать нормальную пешеходную среду и уже делает.

– В центре она и так довольно удобна. Но реально ли сохранить ее, если начать сносить отдельные дома и «вписывать» на их место новые, в пять раз выше? Как это вообще технически сделать?

– Во многих районах есть резерв. Например, в районе Новослободской улицы замечательный резерв – Бутырская тюрьма: если ее снести, получился бы шикарный квартал! Ставить 24-этажный дом на земельном участке, где стояла пятиэтажка – плохая идея. Надо убрать какое-то количество хрущевок и спланировать территорию совершенно по-новому. Плотность населения, разумеется, увеличится. Но в этом нет ничего страшного, если, конечно, не ставить невыполнимых задач по обеспечению паркоместами «по потребности». Я бы вообще объявлял внутренние территории новых кварталов свободными от автомобилей, ориентируясь на общественный транспорт, новые таксомоторные IT-сервисы, каршеринг и пр.

– Хорошо, а что с общественным транспортом? В метро уже сейчас давка.

– Ничего страшного не произойдет. Население города вдвое не увеличится, как ни перестраивай. Сеть метрополитена нужно топологически усложнять. Это тренд европейских городов, прежде всего немецких, – интеграция городских железных дорог, метро, трамваев и всего, что на рельсах. Книжки на эту тему там были написаны еще в 60-х годах. Но хорошо хоть, мы все-таки начали работу в этом направлении. Автомобильного счастья в Москве не будет, как бы ни обижались 4 млн московских автовладельцев. И это вопрос исторической планировки нашего города: нельзя влить 4 литра воды в 3-литровую банку. Но организовать приличный общественный транспорт – совершенно реальная задача. Только предстоит вложить в это много денег и мозгов.

– Кстати, о деньгах. Сейчас программу по сносу панельных домов оценивают в 3–5 трлн рублей. Это больше двух годовых бюджетов Москвы. Потянет такое бюджет?

– Конечно, нет. Только за бюджетный счет осилить такую программу невозможно – это уже сейчас ясно. Посмотрим, каким будет старт программы и как в нее можно будет вписать деньги частных инвесторов. Вполне вероятно, что планы придется сократить. Пока идея выглядит эффектно. Ее можно реализовать очень хорошо, а можно, к сожалению, и очень плохо. В любом случае, пока мы не увидим реальную программу, нам остается лишь быть пессимистами или оптимистами.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика