Государственная информационная система, или "большой брат" для ЖКХ

Все сведения об управляющих компаниях собрали на одном сайте, там же можно платить за услуги ЖКХ и подать жалобу

Фото: Минкомсвязи запустило систему, которая позволит контролировать работу управляющих компаний по всей стране // Стоп-кадр YouTube

Все сведения об управляющих компаниях собрали на одном сайте, там же можно платить за услуги ЖКХ и подать жалобу.

Минкомсвязи запустило систему, которая позволит контролировать работу управляющих компаний по всей стране. Теперь каждый собственник может увидеть, какие работы проведены (или якобы проведены) в его доме, передать показания приборов учета или заплатить за услуги ЖКХ, пожаловаться в контролирующие организации. О том, что еще позволяет делать чудо-система, беседуем с заместителем главы ведомства Михаилом Евраевым.

— Итак, если зайти на сайт госуслуг, то...

— Не совсем так. Вы заходите на портал государственной информационной системы (ГИС) ЖКХ www.dom.gosuslugi.ru. Это самостоятельная система. Если у вас есть личный кабинет на «госуслугах», вы автоматически получаете личный кабинет и в ГИС ЖКХ. Таких пользователей сегодня более 30 млн россиян.

Все персональные данные защищены. Система интегрирована с базами государственного кадастра, единого государственного реестра прав, налоговой службы, Федеральной миграционной службы и многими другими государственными информационными системами. Объем информации в ГИС ЖКХ делает эту систему настоящим помощником и для граждан, и для органов власти, и для участников рынка.

— Что именно собственник жилья получит от всего этого изобилия информации?

— Во-первых, теперь нет необходимости писать письменные запросы в разные инстанции — все это можно сделать через личный кабинет, и вашей проблемой в ЖКХ займутся официальные органы.

Во-вторых, не надо больше обивать пороги разных инстанций, чтобы узнать, когда планируют отключить воду или когда отремонтируют подъезд.

В-третьих, вы можете оперативно контролировать деятельность своей УК — на портале размещены все договоры и акты приемки. И если вы видите, что УК подписала акт о том, что фасад вашего дома отремонтирован, а на самом деле там трещины и плитка отвалилась, вы можете сразу же через ГИС ЖКХ обратиться в жилинспекцию. В своем личном кабинете вы узнаете также о перерывах в подаче воды в вашем доме или посмотреть интересующее вас законодательство, и не только в сфере ЖКХ.

В-четвертых, когда информация становится открытой (а на этом портале она становится именно такой), сразу видно, кто из УК хорошо работает, а кто плохо. Это ведь для граждан иметь личный кабинет на ГИС ЖКХ дело добровольное, а для УК — обязательное. Кроме того, на портале будут аналитические материалы и рейтинги управляющих компаний, история работы организаций и отзывы граждан. Это даст вам возможность принимать осознанное решение при выборе управляющей компании.

В-пятых, вы можете посмотреть все новости по вашему району — что будет во дворе, какие работы планируются по благоустройству, когда будет ремонт и так далее.

В-шестых, через личный кабинет можно будет передавать показания приборов учета, проводить собрания жителей, а на форуме по дому — общаться со своими соседями.

И наконец, оплачивать услуги ЖКХ. Во многих случаях мы постараемся сделать так, чтобы комиссии не было — какой бы банковской картой человек ни расплачивался. К системе подключено уже более 467 банков, которые передают информацию о платежах в ваш личный кабинет. То есть вы можете заплатить даже во Владивостоке, а информация об этом платеже будет в вашем личном кабинете в ГИС ЖКХ.

[:image:]

— Могут ли жители узнать на этом портале, какие начисления по услугам ЖКХ им сделаны?

— Конечно. Кроме того, с 2018 года наступает ответственность управляющих организаций и ресурсоснабжающих компаний за вовремя не размещенную на портале информацию о начислениях. Если они этого не сделают, вы можете не оплачивать счета до тех пор, пока эта информация не будет размещена. И при этом штрафы и пени вам за просрочку платежа не будут начислены.

— Почему такая долгая отсрочка, если ГИС ЖКХ уже запущена?

— Система введена в эксплуатацию в июле 2016-го, но еще не все организации и органы власти разместили необходимую по закону информацию. Поэтому срок введения ответственности за не размещение информации был перенесен на 1 января 2018-го, а для трех субъектов федерации (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) этот срок отодвинут до 2019 года.

— А что вы дорабатываете в системе?

— В ГИС ЖКХ предполагается внедрить еще много полезных сервисов. Кроме того, мы сталкиваемся с миллионом особенностей работы сферы ЖКХ в каждом регионе. К примеру, дом один — а у него два кадастровых номера. Или — у дома четыре подъезда, и у каждого свой адрес... Или другая проблема: база адресов налоговой (ФИАС) не «бьется» с адресами в государственном кадастре. В каждой базе они указаны в разных форматах. А все эти данные необходимо привести к одному знаменателю, и на сегодня такая работа проделана уже более чем по 10 млн домов по стране. Поэтому по сути внедрение ГИС ЖКХ означает полную инвентаризацию жилищного фонда страны.

Ресурсоснабжающие компании и УК также по информации из ГИС ЖКХ выверяют свои данные. Например, было выявлено более 300 тысяч адресов, которых нет в ФИАС.

— Просто ли разобраться в работе системы?

— Мы сделали все, чтобы это было как можно проще и удобнее. На портале есть видеоролики с инструкциями, есть учебники с понятными пошаговыми картинками, есть возможность обратиться в круглосуточную службу поддержки. Специалисты службы (более 200 человек) в круглосуточном режиме помогают в решении технических проблем, разъясняют вопросы законодательства. В месяц приходит по 50 тысяч запросов — половина по телефону, половина в электронной форме из личных кабинетов в ГИС ЖКХ.

— Что изменится для тех собственников, кто не захочет или не сможет воспользоваться личным кабинетом в ГИС ЖКХ?

— Ничего. Их права никак не ущемляются. Они так же будут получать платежки в свой почтовый ящик, передавать данные приборов учета на бумаге, так же читать объявления на подъездах о планируемом общем собрании, ходить в банк оплачивать квитанции, писать письменные жалобы на плохой ремонт и записываться на приемы в жилинспекцию или УК, чтобы решить свои вопросы. Пользоваться или нет современными методами защиты своих прав — каждый человек решает сам.

Работа по разработке и утверждению нормативной правовой базы и созданию ГИС ЖКХ длилась около трех лет (это рекорд для таких сложных систем — одно только техзадание составляет более 20 тысяч страниц), и главной задачей для нас было — открыть для всех сферу ЖКХ. С тем, чтобы в нее пришел общественный контроль. До ГИС ЖКХ можно было посмотреть данные по отдельной компании, по отдельному виду ресурсов на разных сайтах. При этом потратить много времени, чтобы эту информацию отыскать, разобраться в ней, а главное — найти способ проверить, достоверна ли она.

Конечно, так быть не должно. ГИС ЖКХ собирает информацию по всей стране в едином месте, и не только собирает, но и интегрирует ее из других государственных информационных баз, предоставляет людям возможность сопоставлять все эти данные и делать выводы о тех компаниях, которые обслуживают их дома.

И наконец, открытая информация значительно снижает возможности для любых махинаций в сфере ЖКХ. В совокупности с общественным контролем такая открытость даст существенный импульс для развития отрасли, конкуренции между компаниями и повышения качества услуг ЖКХ.

Только цифры

На 13 марта 2017 г. в ГИС ЖКХ зарегистрировано:

* 73 206 организаций;
* 15 552 управляющие организации;
* 32 929 ТСЖ, ЖК, ЖСК и др.;
* 10 441 ресурсоснабжающая организация;
* 14 782 органа местного самоуправления;
* 445 органов власти субъектов РФ.

В ГИС ЖКХ размещена информация о:

* 1 198 546 многоквартирных домах;
* 9 033 940 жилых домах;
* 18 958 лицензиях;
* 85 000 тарифов;
* 195 833 проведенных ГЖИ проверках;
* 471 376 договорах управления;
* 30 570 236 лицевых счетах;
* 207 096 общедомовых приборах учета;
* 7 011 069 индивидуальных приборах учета;
* более 448 000 000 фактов оплаты ЖКУ.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика