Исчезающие 1,5 млн рублей, или Кто оплатит замену лифтов?

Из каких средств должны финансировать замену лифтов и в каких регионах опасных лифтов больше всего, узнал Sobesednik.ru

Фото: Новый лифт – удовольствие недешевое // Константин Кокошкин / Global Look Press

Из каких средств должны финансировать замену лифтов и в каких регионах опасных лифтов больше всего, узнал Sobesednik.ru.

После проверки лифтового оборудования в многоквартирных домах России выяснилось: практически половина лифтового хозяйства требует срочной замены. Решать проблему по идее должны в рамках программ капремонта, который теперь финансируется за счет взносов граждан. Однако в 11 регионах в этом году вообще не планируют выделять средства на замену лифтов, в 25 — выделят менее 3% собранных средств... Между тем ежегодно из-за аварий лифтов в России гибнет от 10 до 20 человек.

Реакция властей на опасность оказалась своеобразной. Так, в ряде регионов граждане жалуются: после последних трагедий в их домах попросту остановили работу лифтов, поставив их «на якорь». Есть и другие жалобы: люди собирают по 1–1,5 млн на замену лифта, а потом эти деньги таинственным образом исчезают в недрах управляющей организации... Так кто должен платить за замену отслуживших свой срок лифтов?

— Лифты входят в состав общего имущества дома, — объясняет Sobesednik.ru исполнительный директор Федерального проекта «Школа грамотного потребителя» Александр Козлов. — Поэтому их капремонт должен осуществляться за счет средств, которые граждане отчисляют на капремонт. Правда, существуют отдельные программы, в которые можно «вписать» решение этой проблемы. Но правда также и то, что тут все зависит от состояния местных бюджетов, а они не готовы «тянуть» такие расходы. Хотя в некоторых регионах власти все же находят возможность софинансировать замену старых лифтов. Так, в Новосибирской области прорабатывается городская программа, по которой порядка 70–80% стоимости готов взять на себя город. Впрочем, таких программ становится по стране все меньше и меньше.

— А те деньги, которые россияне ежемесячно платят на содержание и ремонт жилых помещений? В эту сумму ведь входят и отчисления за обслуживание лифтов...

— Вот именно — за обслуживание. На эти средства проводится текущий ремонт и аварийное обслуживание. Не более того.

— Многие эксперты советуют жильцам следить за тем, чтобы их управляющие компании прописывали в ежегодных договорах полный перечень предполагаемых на год работ по текущему содержанию жилья. И в том, что касается обслуживания лифтов, прописывать такую строку — разовая оплата по конкретной работе (будь то ликвидация аварийной ситуации или мелкая починка). Разве нельзя на сэкономленные таким образом средства заменить лифт?

— Можно, конечно, и таким образом накопить на новый лифт, тщательно контролируя работу УО и обслуживающей лифтовой организации, а сэкономленные средства откладывать на непредвиденные расходы. Но проблема в том, что это посильно жителям, объединенным в ТСЖ, или активным членам советов домов. Большие затраты идут и на аварийно-диспетчерское обслуживание с круглосуточным дежурством и оперативным реагированием.

— В Москве диспетчерские кнопки в некоторых домах подключены к ДЭЗам (их, правда, сейчас упразднили, но на их месте появились аналогичные службы). И когда вы нажимаете на эту кнопочку, диспетчер связывается с лифтовиками. Таким образом, вызов получается разовый...

— Тем не менее по стране больше распространена другая схема, когда звонок напрямую поступает в лифтовую службу. А что касается остановки лифтов, которые выработали свой срок, тут, думаю, управляющие организации действуют правильно — если случится беда, им придется отвечать уже по уголовным статьям. А возможности заменить лифт у них нет — если, конечно, граждане не соберут спешно нужную сумму.

В любом случае, с чем я полностью согласен — УО не должны хранить информацию о состоянии лифтов втайне от жителей. Они должны созывать общее собрание и объяснять положение вещей. Например, сказать так: в будущем году истекает срок службы лифтов в вашем доме. Если освидетельствование даст положительное заключение, работа лифта может быть продлена на новый срок. Что будем делать? Собирать деньги на замену и пока ездить на них? Или останавливать и ждать, когда дом пойдет на капремонт, в рамках которого заменят и лифты? Или давайте подумаем: в этом году мы собирались потратить деньги на частичную замену труб, ремонт кровли... Может быть, заменим на эти средства лифты, а кровля и трубы подождут? Правда, информацию о выработке срока лифтами УО должна подтвердить заключением специализированной организации, а не утверждать это голословно, — дает несколько советов Козлов.

[:image:]

В общем, как ни крути, а выходит все одно — средства на замену лифтов прежде всего власти будут искать в наших карманах. Каждый лифт стоит порядка 1 млн рублей, а то и больше.

Лифты в цифрах

В декабре 2015 года прошла VIII Всероссийская конференция лифтовиков. На ней были представлены следующие цифры:

Из 432 915 лифтов, которые работают в 82 субъектах РФ, 119 716 лифтов (27,65%) отработали нормативный срок службы — 25 лет — и не могут относиться к категории безопасных.

Но 27,65% — это средняя температура по больнице. На самом деле все гораздо страшнее. В 22 регионах срок службы выработали 50% лифтов. Есть и регионы-«двоечники», как назвала их депутат ГД Галина Хованская, глава комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству: в Тульской, Нижегородской, Ярославской и Мурманской областях опасны для жизни граждан более 60% лифтов, а в Архангельской — таких лифтов целых 72%.

Хованская заметила, что деньги на замену лифтов в принципе есть, однако власти регионов предпочитают тратить их на другие виды ремонта.

И впрямь, когда начинаешь разбираться, обнаруживаются странные вещи. Взять ту же Тульскую область. Там, по статистике, 2157 лифтов (61%) отработали свой срок. За год сборы от жителей в фонд капремонта составили 1,26 млн руб. Из этой суммы на замену лифтов в 2015-м году не было потрачено ни копейки. Замена лифтов даже в планах властей региона не стояла! Она появилась лишь в планах на период 2016–2018 годы — власти за этот срок намерены заменить аж целых два лифта! Вот так.

Подобным образом дела обстоят в других регионах-«двоечниках». Только в Ярославской (отработало свой срок 2600 лифтов, т. е. 64%), Архангельской (опасны для жизни 1670 лифтов, т. е. 72%), Волгоградской (3000 лифтов, т. е. 56%, требуют замены) областях до 2018 года вообще не планируют заменить ни одного лифта.

В 2015 году в целом по стране заменили 9518 лифтов. Но 70% от этого числа пришлось на три региона — Москву, Московскую область и Санкт-Петербург.

К слову, в одной только Москве — 110 тыс лифтов, на сегодняшний день лишь 6,4% от их числа требуют замены. При этом столичные власти выделяли на замену лифтов исключительно бюджетные деньги, в карманы к москвичам не залезали.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика