Чем грозит российскому рынку недвижимости дружба с Китаем

Смогут ли компании из Поднебесной завоевать отечественный рынок недвижимости и как это отразится на ценах на жильё?

Фото: Китайские компании обрушат российский строительный рынок // Михаил Плецкий / Russian Look

Эксперты комментируют Sobesednik.ru угрозу обвала цен из-за прихода на российский строительный рынок компаний из КНР.

Недавно в СМИ прошла новость о том, что Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей окажет юридическую и GR-поддержку проектам китайской компании SANY Heavy Industry по строительству жилья. Усилие активности транснациональной корпорации (общий доход компании от деятельности на международных рынках составила порядка $10 млрд) на нашем рынке дает повод задуматься об изменениях на российском рынке недвижимости и строительных материалов. Кроме того, удачный пример одной компании наверняка будут стремиться повторить и другие. Учитывая величину экономики Китая и внимание, которое уделяют российские власти отношениям с «азиатским тигром», мы решили разобраться в этой проблеме.

[:wsame:]

Иностранцы помогут строить Новую Москву

Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей с китайским гигантом уже давно установил партнерские отношения и полезно сотрудничает. Представители организации в появлении новых игроков на российском рынке проблемы не видят, а считают, что это принесет пользу и потребителям, и отечественному бизнесу. Президент РАСПП Виталий Монкевич рассказывает:

— Если говорить о таком перспективном направлении, как строительство в нашей стране с помощью китайских компаний жилых и нежилых объектов, то в нём заинтересована практически вся Россия. Строительные компании не в состоянии покрыть всю потребность в этой сфере. Одним из ближайших примеров такого потенциала является «новая», «Большая Москва». Мы уже несколько лет говорим об этом проекте, но он так до сих пор и не реализован. Проблема в том, что состояние экономики не позволяет реализовывать планы, задуманные несколько лет назад, но с помощью китайских коллег мы можем не обращать внимания на текущие трудности.

[:image:]

Доцент департамента мировой экономики, руководитель образовательной программы «Мировая экономика» НИУ ВШЭ Игорь Макаров ждет появления в России китайских бизнес-проектов и считает, что они смогут повлиять на цены на недвижимость. Кроме того, не удивила его и новость о растущих аппетитах китайцев в строительной отрасли, поскольку, по его словам, азиатские рабочие уже давно трудятся у нас:

— Российский рынок жилья интересен китайским компаниям. Китайский рынок недвижимости лопнул в 2014 году, и строительные компании как никогда заинтересованы в том, чтобы инвестировать вовне. В этом их поддерживает и [китайское] правительство, потому что от строительного сектора в Китае зависит большое количество связанных отраслей — металлургия, стройматериалы, сервисные услуги и так далее, — говорит Макаров.

[:wsame:]

— Опыт показывает, что там, где в жилищном строительстве используется китайская рабочая сила, недвижимость обычно стоит дешевле. Например, в Еврейской автономной области оно самое дешевое на российском Дальнем Востоке. А в соседнем Хабаровском крае, где китайские рабочие на строительном рынке почти не представлены, — стоит значительно дороже.

[:image:]

Стоит ли бизнесу опасаться новых конкурентов?

Большие проекты и скидки на жилье будут хорошей новостью для потребителя, а вот у отечественного бизнеса появляется серьезный конкурент. Что мешало до настоящего времени развиваться в России крупным девелоперам из Поднебесной? Игорь Макаров говорит об административной преграде, которую китайцы, по всей видимости, будут обходить на новом уровне:

— В большинстве случаев основные барьеры для прихода китайских компаний возникают на уровне взаимодействия с региональными администрациями или муниципальными властями. Этим, очевидно, и объясняется желание компании SANY привлечь РАСПП.

[:wsame:]

Приход бизнеса из Китая — это не проблема для российских компаний, так как большие возможности дадут шанс расти всем, кто заинтересован в этом, полагает Виталий Монкевич:

— Дело в том, что азиатское направление — это практически бездонный рынок и товаров, и услуг, где Россия и Китай органично дополняют друг друга, а не вступают в ожесточённую конкуренцию, как бы кому-то этого ни хотелось. В целом ряде случаев китайские партнёры помогают нам своими технологиями, ведь, как известно, они далеко продвинулись в этом направлении.

[:image:]

Однако прогнозы, описанные выше, поддерживают не все эксперты. Помимо административных препятствий есть и другие; кроме того, все еще продолжается экономический кризис. Своими рассуждениями о гипотетическом приходе китайцев делится руководитель аналитического центра «ИРН-Консалтинг» Татьяна Калюжнова:

— Даже при условии более дешевого производства и сборки SANY вряд ли удастся существенно снизить конечную стоимость для российских покупателей, поскольку основную долю в себестоимости составляют другие затраты — на землю, коммуникации и прочие обременения. Поэтому представляется маловероятным, что китайская компания сможет продавать квартиры намного дешевле, чем российские застройщики, — успокаивает эксперт российских предпринимателей. — Другие китайские компании вряд ли будут активно выходить на российский рынок — сейчас для этого нелучшее время.

[:wsame:]

При принятии решения о выходе на зарубежные рынки компании в первую очередь ориентируются на рост экономики и выбирают активно развивающиеся страны. В них растет спрос, поэтому можно легко занять свою долю на рынке. В России платежеспособный спрос снижается, и в ближайшие годы не стоит ждать улучшения ситуации. В таких условиях гостям придется завоевывать свою нишу за счет захвата доли других игроков, а это намного сложнее, — говорит Татьяна Калюжнова.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика