Добрая сказка или трагедия для актеров: чем обернется воссоединение Театра на Таганке 30 лет спустя

В 1992-м Таганка разделилась надвое. Теперь Ирина Апексимова возглавила объединение двух частей. Что ждет новый театр и его артистов?

Фото: Историческое здание театра // фото в статье: АГН "Москва", Global Look Press

У этого театра очень сложная и нервная история: Таганку часто штормило, она была не раз на грани запрета, там были скандалы и штиль, уходы и возвращения, деспотизм и бунты. В 1992-м Таганка разделилась надвое. Любимовская осталась в старом здании, а «Содружество актеров Таганки» во главе с Николаем Губенко после судебных дележей переехало в соседнее здание из красного кирпича.

Николай Губенко умер в прошлом августе, и департамент культуры Москвы решил снова объединить Таганку – актриса Ирина Апексимова, назначенная в 2015-м директором Театра на Таганке, теперь директор и «Содружества».

Не все смотрят оптимистично на это воссоединение.

Здание изначально строилось под вторую сцену для Таганки

Досье

Ирина Апексимова родилась 13 января 1966 года в Волгограде. Была артисткой балета, закончила Школу-студию МХАТ (курс Олега Табакова). Почти десять лет работала в МХТ имени Чехова, создала актерское агентство и продюсерский центр. Сыграла около 90 ролей в театре и кино. С 2012 по 2015 год – директор Театра Романа Виктюка. В 2015-м возглавила Театр на Таганке.

Театр на Таганке был основан в 1946 году. В 1964 году его художественным руководителем стал Юрий Любимов, который с перерывами возглавлял его до 2011 года. Театр «Содружество актеров Таганки» был основан в 1993 году актерами, ушедшими из труппы Любимова. Театры находятся в соседних зданиях.

Ирина Апексимова

– Знаете, можно объединять или не объединять, это дело десятое, но это давно другой театр, с другой эстетикой, – сказала «Собеседнику» Алла Демидова, легенда театра. – Надо было бы его назвать Театр имени Высоцкого или скорее Любимова, который основал Таганку и стал ее изгнанником. Ну а само объединение – почему нет? Театр «Содружество...» и так практически не существовал.

Сама Ирина Апексимова, признавшись, что назначение стало для нее неожиданностью, уверена, что «не нужно разбирать конфликты, которых уже нет, и разделять театр новыми стенами, которые давно неактуальны...» Ирина Викторовна считает, что объединение позволит ей эффективно управлять театром, хотя, признаться, никто еще не упрекнул Апексимову, выпустившую за пять ее таганковских лет 24 премьеры, в неэффективности. Она не склонна к пышным обещаниям, но уверенна. Планы намечены, репертуар обоих театров утвержден на месяцы вперед, спектакли идут, режиссеров будут приглашать. Вопрос – что будет с актерами «Содружества», популярность которого была примерно на уровне Театра имени Гоголя, пока не пришел Серебренников и не сделал из него «Гоголь-центр».

Апексимова раньше никогда не ходила на спектакли «Содружества», но в новом качестве уже побывала на двух. «Никто не побил», – смеется. Знакомство с труппой соседей еще впереди, и кадровых решений, видимо, не избежать. Пока же среди актеров Губенко повисла психологическая пауза.

– Ничего еще не знаю, – сказал нам ведущий актер «Содружества» Александр Резалин. – Объединили – хорошо, разделились – наверное, в свое время так было нужно, хотя и было довольно болезненно. Сейчас я лично репетирую то, что репетировал, играю то, что играл. Вся текущая работа идет – что еще нужно актеру?

Ирина Апексимова, считая, что театр должен не потакать зрителям, а развивать их и удивлять, к наследию относится очень выборочно. Считает, что нельзя кормить публику консервами 30-летней давности. Но исключение есть – «Добрый человек из Сезуана», первый спектакль Театра на Таганке, до сих пор там идет.

Вениамин Смехов: Это похоже на сказку. Но...

Своим мнением о воссоединении двух таганских театров с «Собеседником» поделился легендарный актер Таганки Вениамин Смехов:

Вениамин Смехов

– Когда Любимов со спектаклем «Добрый человек из Сезуана» – а это было прекрасное театральное изделие – пришел в Театр драмы и комедии, будущую «Таганку», то 90% театральных людей даже не представляли, что из этого может выйти. И про каждое происшествие в театре можно то же самое сказать. Я имел честь работать в Театре на Таганке и до Любимова, и при Любимове, и когда Любимов ушел, закрыл за собою дверь, а Валерий Золотухин полтора года героически сохранял театр (иначе бы Таганку реорганизовали), а поэтому могу сообщить вам по личному опыту: о будущем любого театра говорить в уверенном тоне грешно. На наших глазах театры рушились, воссоздавались и делились. Уход Ефремова из «Современника», потом раздел МХАТа или история Фокина с Театром Ермоловой... О последствиях таких перемен можно говорить с уверенностью лишь в прошедшем времени. Поэтому разговор о запланированном слиянии двух соседних театров на Таганской площади сегодня – «штрихпунктир». Это не случается в одну секунду.

В желании воссоединить Таганку нынче есть что-то похожее на добрую сказку, поскольку этому предшествовал распад и страшная пропасть между Любимовым и его любимым учеником Николаем Губенко. Там было много плохого. Этот период совпал с трудностями девяностых годов. Но сегодня уже надо закрыть ту страницу. Она ушла в прошлое. Того легендарного театра уже нет. На Таганке идет другая жизнь. Во главе театра Ирина Викторовна Апексимова – весьма достойный творческий человек, и она уже показала силу своего административного дара, которым, кстати, гениальный Юрий Любимов с его взрывным характером не обладал в полной мере.

Юрий Любимов

Но сегодня Таганка – это «директорский театр», и, наверное, это совсем неплохо для здоровья нового объединения. Я доверяю Ирине Апексимовой. У нее блестящее образование Школы-студии МХАТ (она выпускница курса О. Табакова) и серьезный опыт собственной жизни, достаточно трудной, но вполне успешной. Она умеет быть победителем. Она помогала Виктюку, чего, к сожалению, покойный Роман недооценил – но это можно объяснить сложностями, которые часто случаются между художественным руководителем и директором.

Впрочем – увы! – объединение может быть чревато неприятностями для многих актеров, что бывает при реорганизации театра. В советское время государство обязано было трудоустроить всех оставшихся «за бортом», а сегодня, когда рассыпаются театры, без работы остаются многие актеры. Я помню, как выкручивались актеры в 1990-е годы. Я видел, как на Таганке одна хорошая актриса торговала в фойе мороженым, а в одном питерском театре исполнитель главной роли долго не мог выучить текст, потому что по ночам работал таксистом. Я ставил спектакль «Голый король» в Чикаго, в одном из молодых американских театров, и видел, как живут тамошние актеры, о которых мы в СССР говорили: «Ну да, они же хорошо зарабатывают». А они ни фига не зарабатывали. Они, имея высококлассное образование, днем подрабатывали в детских садах и на заправочных станциях, чтобы обеспечить себе возможность по вечерам полубесплатно заниматься любимым делом. Нынешнее состояние театрального дела в России идет к тому, что и наших актеров ожидает похожая ситуация.

Я хочу верить, что если за воссоединение Таганки берется Ирина Апексимова со своей командой, то это будет достойное событие, а с приглашением хороших режиссеров для хороших премьер оно обернется хорошим Новым Театром. Но это не отменяет моего сострадания к тем коллегам, которые лишатся места работы и куска хлеба. Понимаю, что в наше коммерчески ориентированное время у театра не хватит денег содержать актеров в таком количестве, как сейчас. Поэтому предстоит трудная история. Но я надеюсь, что Ирина Апексимова придумает план воссоединения и на карте Москвы появится приличный театр, достойно обновляющий биографию легендарного Театра на Таганке.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №07-2021 под заголовком «30 лет спустя».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика