"О бедном гусаре замолвите слово": как снимали самый трудный фильм Рязанова

В этом году фильму «О бедном гусаре замолвите слово» Эльдара Рязанова исполняется 40 лет

Фото: Кадры в статье: кадры из фильма «О бедном гусаре замолвите слово»

В провинциальный российский городок приехали гусары, а вслед за ними – тайный агент Мерзляев. Чтобы выявить бунтарей среди военных, он ангажирует в осведомители артиста Бубенцова… В этом году фильму «О бедном гусаре замолвите слово» исполняется 40 лет.

Справка

«О бедном гусаре замолвите слово», трагикомедия, 1980 г., СССР, «Мосфильм»

  • Авторы сценария: Григорий Горин и Эльдар Рязанов
  • Режиссер: Эльдар Рязанов
  • В ролях: Олег Басилашвили, Георгий Бурков, Евгений Леонов, Валентин Гафт, Ирина Мазуркевич, Станислав Садальский, Наталья Гундарева, Зиновий Гердт и другие.
  • Фильм полностью снят в Ленинграде.
  • На съемках были задействованы 50 лошадей и около сотни молодых людей в гусарских костюмах.
  • Весь фильм оператор Владимир Нахабцев снимал камерой «с плеча» – верхом на лошади или находясь в толпе среди массовки, и только две сцены были сняты со штатива.

Цензоры замучили

У Эльдара Рязанова уже был опыт работы с материалом о гусарах – он снял картину «Гусарская баллада». Но на сей раз режиссер решил взглянуть на гусарские ментики иначе.

– Если в «Гусарской балладе» патриотизм проявляется в защите Отечества от иноземного вторжения, то в этой картине патриотизм иного рода. Здесь рассказывается о защите честности, порядочности, благородства перед лицом внутренней опасности, о защите совести от подлецов, наделенных бесконтрольной властью, – рассказывал Эльдар Александрович.

До этой работы режиссер никогда не сотрудничал с драматургом Григорием Гориным, хотя они и находились в дружеских отношениях.

– Меня давно привлекал пушкинский период истории России, – рассказывал Рязанов. – Я немало читал о Пушкине, его окружении, быте дворянской среды, о нравах, событиях, людях. Мне импонировали стремление к свободе, образованность, вольномыслие, беззаветное служение Отчизне, а не царю, любовь к своему народу, чистота помыслов Грибоедова и Герцена, Одоевского и Полежаева, Белинского и молодого Достоевского… Когда я рассказал Горину идею фильма, он загорелся и предложил свой вариант сценария, и мы стали вместе что-то еще придумывать. Но это на словах все выглядит так легко и просто. «О бедном гусаре замолвите слово» я смело могу назвать самым моим трудным фильмом, самым многострадальным!

Киноначальство было против этой темы: в то время советские войска вошли в Афганистан и военную тематику в кино не хотели затрагивать. Рязанов и Горин обошли несколько кабинетов чиновников, чтобы хотя бы пробить саму идею. Но потребовалось много переделок сценария еще на этапе его утверждения. Мерзляеву (Олег Басилашвили) пришлось вместо мундира жандармского майора Третьего отделения надеть штатский сюртук и «принять» графский титул. Цензоры не хотели каких-либо намеков на КГБ. Артюхов (Георгий Бурков) вместо платного осведомителя стал обычным камердинером при графе. Пострадал и эпизод, в котором Афанасий Бубенцов (Евгений Леонов) репетирует сцену расстрела. По первому варианту сценария этот герой должен был прочитать стихи Лермонтова «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ…» Но цензура выступила против, и авторам пришлось вложить в уста Бубенцова другой текст: «Сижу за решеткой в темнице сырой…»

– Были минуты, когда у нас с Гориным появилось желание вообще отказаться от этой затеи – так нас замучили цензоры! – вспоминал Рязанов. – Я сам удивляюсь, как удалось выстоять и все же приступить к работе. Провокации, интриги, гнусности, о которых рассказывалось в нашем сценарии, мы испытывали на себе, снимая картину. Удары сыпались со всех сторон, извне и изнутри. Любую элементарную вещь надо было преодолевать, как невозможную. В Ленинград, где шли съемки, приезжали с ревизиями и проверками московские эмиссары.

Евгений Леонов нашел тулуп на рынке

Актеров на главные роли подбирали параллельно с доводкой сценария. И лишь двоих – Станислава Садальского (корнет Плетнев) и Ирину Мазуркевич (актриса Настя Бубенцова) – режиссер нашел через кинопробы уже после того, как был готов окончательный вариант сценария.

– Я тогда только снялся у Владимира Мотыля в фильме «Лес», – рассказывает нам Станислав Садальский. – Он-то и предложил Эльдару Александровичу попробовать меня на роль Плетнева. Знаю, что пробовались многие артисты, среди них очень известные. Я же тогда был еще молод, и для меня участие в этой кинокартине стало настоящим подарком. Помню, на съемках мы как-то сразу не сошлись с Евгением Леоновым. Он ко мне отнесся настороженно, я был горяч и много хамил ему в ответ. Так, в глубокой ссоре, мы картину и закончили. Однако позже все-таки помирились.

Самому же Леонову фильм не понравился.

– Я очень люблю сниматься у Рязанова, но эта кинокартина мне не принесла полного удовлетворения, – признавался Евгений Павлович. – Я старался хорошо сыграть, чувствовал всю трагикомичную ситуацию, но оказалось (уж не знаю, кто виноват), что эта моя интонация не соединялась с другими сценами и я был в фильме сам по себе. В общем, получился не очень убедительным.

Однако во время съемок Леонов во всем помогал режиссеру. Именно Евгений Павлович нашел на обычном областном рынке мужицкий тулуп, в котором его герой бежит незамеченным из театра.

Как омолаживали Ленинград

– Конечно, мне очень лестно, что Рязанов пригласил меня на роль Настеньки, – признается «Собеседнику» актриса Ирина Мазуркевич. – Для пробы выбрали сцену, когда моя героиня в тюрьме расстегивает пуговки на своей кофточке перед Мерзляевым. Когда я сыграла сцену, Эльдар Александрович закричал: «Умница, молодец! Теперь я понял, что мне не нравилось в тех актрисах, кого пробовал на эту роль. Они расстегивали кофточку так, как будто для них это – привычное дело! А ты еще стесняешься!» Потом я спела какую-то песенку, что-то про любовь. И тогда режиссер решил, что в фильме я буду исполнять романс сама.

В самом начале съемочного периода Олег Басилашвили тяжело заболел и выбыл из строя на полтора месяца. Однако Рязанов решил артиста не менять: пока тот поправлялся, снимали сцены, где не требовалось его участия.

Возникли трудности во время городских съемок. Омолодить на целый век район Ленинграда оказалось задачей титанической. В кадр то и дело попадали машины, люди в современной одежде, мусорные баки, телевизионные антенны. Приходилось режиссеру отснятый материал просматривать прямо на съемочной площадке и, если в кадре находились несоответствия эпохе, тут же переснимать эти сцены.

Едва съемки были закончены, цензоры снова взялись «редактировать» фильм. Например, настоятельно рекомендовали не расстреливать в кадре Афанасия Бубенцова. Эпизод пересняли – в новой версии герою Леонова стало плохо с сердцем. Потом, перед телевизионным показом, из фильма без уведомления режиссера вырезали несколько реплик, а также самую последнюю сцену, где камера снимает сверху церковь и кладбище, на котором хоронят Афанасия.

– Эти купюры сделали всего один раз, именно перед телепоказом, – рассказывал режиссер. – Потом вырезанные куски вставили обратно в фильм и… положили его на полку. Снова показали «О бедном гусаре замолвите слово» только через пять лет.

Цитаты

«Дайте мне поручение, а уж особым я его как-нибудь и сам сделаю».

«Я старый больной человек! У меня семья, у меня астма!»

«Граф добрый, мухи не обидит. Сатрап – он и есть сатрап!»

«– Да как вы смеете?! Я девушка порядочная!

– Вот я и говорю: не кочевряжьтесь!»

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №29-2020 под заголовком «Самый трудный фильм Эльдара Рязанова».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика