"Чайка 73458" в Театре на Таганке: мать и дочь на одной сцене

Sobesednik.ru выяснил, почему главные роли на Таганке достались директору театра Ирине Апексимовой и ее дочери

Фото: Ирина Апексимова (справа) и ее дочь – в главных ролях в «Чайке» // Андрей Струнин / «Собеседник»

Sobesednik.ru выяснил, почему главные роли на Таганке достались директору театра Ирине Апексимовой и ее дочери.

В легендарном Театре на Таганке премьера «Чайки». Точнее, «Чайки 73458» – именно столько постановок чеховской нетленки в мире насчитали создатели спектакля на начало 2017 года.

На Таганку пригласили литовского режиссера Дайнюса Казлаускаса (как известно, литовская театральная школа – едва ли не сильнейшая в Европе). Дайнюс не стал баловаться радикальными новациями, дабы не походить на чеховского же Костю Треплева, но несколькими нестандартными решениями все-таки удивил, притом что второе отделение получилось аскетичным, не динамичным и публику может утомить.

Но главная интрига премьеры не в этом. Нынешний директор театра Ирина Апексимова сыграла главную роль Аркадиной, а роль ее молодой соперницы – Нины Заречной – досталась дочери Апексимовой – Дарье Авратинской. Две актрисы сыграли двух актрис. Кастинг, очевидно, был жестким.

...Когда театральная Москва пышно отмечала 80-летие Дома актера, на сцену средь шумного бала (Ширвиндта, Хазанова, отца и сына Ургантов) робко вышли малоизвестные ленкомовские актеры, сколотившие свой небольшой коллектив «Заячий стон». Молодежь, рискуя навлечь на себя гнев Александры Марковны Захаровой и ее отца и их начальника – худрука Ленкома, представила номер, в котором высмеяла семейный подряд на театральной сцене.

Молодняку действительно можно посочувствовать. А ведь, в отличие от мужчин, возглавляющих театры, у женщины-актрисы, вставшей у руля, соблазнов куда больше. Нонна Гришаева, став худруком Московского областного ТЮЗа, играет главные роли, о которых могла давно мечтать и вряд ли дождалась бы предложений от режиссеров. Ирина Апексимова, будучи не только талантливой актрисой, но и успешным театральным менеджером, получила должность директора Таганки и отказалась назначать в театр нового худ­рука, де-факто совмещая обе должности. И вот главная роль не только у нее, но и у дочки.

Однако кидать или нет в этой ситуации помидоры на подмостки – вопрос спорный. На кого пойдет зритель – на блистательную и медийную Гришаеву или на талантливую неизвестную молодую актрису ее театра? Появление Апексимовой на сцене вместе с дочкой, очевидно, тоже сработает на кассу Таганки. Ведь зритель с большим интересом посмотрит не просто на «Чайку», но на «Чайку» с закулисной театральной интригой. В конце концов, Чехов показал Аркадину актрисой до мозга костей, играющей и в жизни. Будем считать, что в новом таганковском варианте в театральное пространство включается и «околотеатр» со всеми его шушуканьями и интрижками, со всем субъективизмом и несправедливостью, с заячьим стоном молодых талантов, не имеющих знаменитых родственников.

Несправедливость – неотъемлемая часть театральной жизни. На нее ходят, ей рукоплещут, и в «Чайке 73458» она сыграна блестяще.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика