Ксения Ильина: "Призрак в доспехах" – конфета для кинозрителя
Sobesednik.ru посмотрел фильм Сандерса «Призрак в доспехах» – экранизацию японских комиксов с Йоханссон в главной роли
Sobesednik.ru посмотрел фильм Сандерса «Призрак в доспехах» – экранизацию японских комиксов с Йоханссон в главной роли.
Для среднестатического зрителя разговор про японские мультфильмы ограничивается упоминанием имени Хаяо Миядзаки, что, по сути, совершенно неудивительно. Для чуть более подкованного имя Мамору Осии, конечно, не окажется пустым звуком, но перенос действия на голливудскую плодоносящую почву может вызвать резонный вопрос. Но неожиданно по мановению руки Руперта Сандерса манга превращается в по всем параметрам ладно скроенный боевик, в котором есть на что посмотреть и помимо прекрасной Скарлетт Йоханссон – и это важно.
Она – агент по прозвищу Майор, которая борется с террористами виртуальной сети. Делать все безукоризненно ей помогает босс, роль которого играет Такеши Китано – под его руководством она и выполняет по большей части, конечно, сверхсекретные задания. В Сети появляется новый террорист, который вставляет палки в колеса работе компании по производству роботов Hanka. Его нужно найти и уничтожить. Изменив некоторые, на его взгляд, несущественные детали и тем самым обезличив японское начало, Сандерс оставляет сюжетный костяк и создает мощный покров из голливудских приемов.
Кстати сказать, за плечами у режиссера Руперта Сандерса много клипов и один полнометражный фильм «Белоснежка и охотник» – тоже сказка и тоже для взрослых, но несколько иного рода. После экранизации жутко правильных немецких романтиков братьев Гримм Сандерса уносит на японскую землю, которая при его вмешательстве таковой остается совсем недолго.
В череде исправно сходящих с конвейера лент о супергероях и со всем остальным в комплекте «Призрак в доспехах» кажется удачной картиной, у которой есть все шансы стать не просто проходной штучкой, которую можно (и нужно) заесть попкорном. Но сделать хороший блокбастер – не значит прыгнуть выше головы. Особенно в современном мире кино, где надо, прямо скажем, очень изловчиться, чтобы сказать что-то новое в вопросе взаимодействия человека и искусственного интеллекта. Поэтому несмотря на то, что фильм Сандерса – не формальный подстрочник аниме Мамору Осии, а полноценное, более чем самостоятельное кино, запредельных философских претензий там искать не стоит.
Робот с душой и, главное, человеческим разумом, который как будто назло своим создателям помнит больше, чем нужно, находит подобного себе и начинает мстить. Долгие, последовательные круги мести за себя и таких, как ты. Километры нейросети, по которым тебя точно выследят, найдут, вовлекут в другую (очередную) сеть. Благородное дело сопротивления будет дорого стоить, таковы правила игры. Скатываться в пересказ сюжета оказывается каким-то крайне бессмысленным предприятием, поскольку эту историю зритель как будто бы уже выучил наизусть.
Ругать создателей за отсутствие оригинального духа аниме, а тем более первоисточника – манги Масамунэ Сиро – было бы глупым занятием: в конце концов, аутентичная экранизация уже была, да и старая добрая «Матрица» Вачовски вдохновлена, по сути, той же историей Сиро. От «аутентичного» – разве что декорации города: клоака с огромной неоновой рекламой, заваленная мусором, этакое воплощение азиатской антиутопии со злом, притаившимся за каждым углом. Стоящая того, чтобы упомянуть ее отдельно, услада для глаз в виде Такеши Китано, который в роли босса Скарлетт-Майора выглядит настолько убедительно, насколько это возможно.
А детально продуманные драки и отменной красоты декорации наряду с черноволосой красоткой Йоханссон – все это делает работу Сандерса блестящей конфетой, ради которой непременно захочется пойти в кино.
[:wsame:][:wsame:]