Посох патриарха против кольта чекиста: выставка "1917. Код революции"

Sobesednik.ru побывал на открытии выставки «1917. Код революции» в Музее современной истории России

Фото: Скульптура Ильича 1924 года не оставляет посетителей равнодушными // Андрей Струнин / «Собеседник»

Sobesednik.ru побывал на открытии выставки «1917. Код революции» в Музее современной истории России.

Столетие большевистского переворота – звучит не так пафосно, как столетие Октябрьской революции.

Поэтому юбилей исторического события мы будем отмечать, очевидно, со второй, более привычной советскому уху формулировкой.

Музей современной истории России (бывший Музей революции) открыл выставку «1917. Код революции». Пять залов: то, что предшествовало октябрю 1917‑го, документы, непосредственно связанные с взятием власти большевиками, последствия... Выставка не сильно удивляет, но она будет работать до 12 ноября и, видимо, станет своего рода ритуалом для бывших советских людей, прекрасно помнящих газетные заголовки: «Навстречу столько-то-летию Великого Октября!» Пропустить такой юбилей, никак к нему не приобщившись, – обидно, а пить на засаленной кухне «рюмочку за Ленина, рюмочку за Сталина» – моветон. Словом, все в музей!

Множество копий самых разных документов той эпохи изучать можно довольно долго. Но запоминаются скорее броские вещи. «Не канонический», по выражению кураторов выставки, бюст Ильича 1924 года с оскалом. Балка от дома в районе Никитских ворот с застрявшим в ней снарядом. Куколь и посох Патриарха Никона. Пистолет системы Кольта, принадлежавший сотруднику ВЧК – участнику расстрела царской семьи. Звучащий из колонок «Интернационал».

Особый статус вернисажу придал визит Владимира Мединского. Подниматься в зал он, правда, не стал, а приехал, чтобы предостеречь россиян. Начав с того, что день открытия совпал с днем инициативы создания в Москве Музея революции (ровно сто лет назад), министр пожелал всем «помнить, чтобы больше не было повода для подобных инициатив».

Возможно, министр не поднялся на выставку как раз оттого, что ему неприятна любая революция. А вот председатель Совета по правам человека при президенте России Михаил Федотов экспозицию осмотрел.

– Мне запомнился скульптурный портрет Керенского с двумя ангельскими крыльями, – сказал г-н Федотов Sobesednik.ru. – Это наводит на грустные мысли. Из-за наших традиций почитания единоличного лидера Керенский вслед за Романовыми мог бы стать субъектом такого поклонения. В целом выставка замечательная, но я хочу вернуться сюда завтра или послезавтра и увидеть много детей. Молодое поколение должно знать правду о событиях столетней давности. Сегодня молодежь имеет очень отдаленное и часто превратное представление о том, что тогда происходило.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика