Вехи истории: что принесла России Екатерина Вторая

Историк рассказал Sobesednik.ru, была на самом деле для России эпоха Екатерины II золотым веком или «позолоченным»

Фото: Екатерина Вторая // Global Look Press

Историк рассказал Sobesednik.ru, была на самом деле для России эпоха Екатерины II золотым веком или «позолоченным».

Несколько дней назад появилась информация, что Ангела Меркель назвала свою бывшую соотечественницу Софию Августу Фредерику Ангальт-Цербстскую (в России более известную, как Екатерина II), предательницей Германии, за то, что та «сделала Россию сильнее».

Интервью канцлера оказалось фейком, но правление Екатерины Великой, действительно, считают золотым веком Российской империи. Так ли это на самом деле, Sobesednik.ru помог разобраться историк и писатель АНДРЕЙ БУРОВСКИЙ.

– «Золотой век» Екатерины? А «золотой», простите, для кого? Давайте посмотрим реально.

А реально было 2% населения, которым по Жалованной грамоте дворянству была предоставлена Россия в неограниченное пользование. Раз. Была еще невнятная Жалованная грамота городам, которым пожаловали все остальное (то есть фактически ничего) – это еще 3–4%. Два. Но остальные 95% что получили? Порку на конюшне, крепостные гаремы и прочее счастье?

Так что давайте реально: «золотой век» для кого?

Шпрехен зи дойч

Да, Екатерина, даром что немка, ни в чем не была враждебна русскому народу. Ведь что мешало иностранцу обрусеть в России? Да ничего, кроме его собственного желания.

А у этой принцессы выбор был небогатый. Как сказала одна русская княжна, «садятся всякие немецкие принцессы на трон своими голыми жопами». Чистая правда: в Германии у Екатерины – ни кола ни двора, а здесь – масса возможностей. Вот она и обрусела очень б­ыстро.

Конечно, до конца жизни она говорила по-русски с акцентом. Ну и что. Я могу назвать еще одного человека, который тоже правил Россией с акцентом, только не с немецким, а с грузинским. Другой вопрос, что народ абсолютно не запомнил правление Екатерины как «з­олотой век».

Шальная императрица

Екатерина не была ни злобным, ни жестоким человеком, хотя у нее самой было тяжелое детство, включая массу запретов и телесные наказания. Она хотела просто компенсировать свою безрадостную юность.

Мужеубийца? Да, мужеубийца. Гнусное убийство, руками любовников. Поставьте себя на место Павла или Александра – ведь это была семья. «Моя бабушка ненавидела дедушку и убила его руками любовников». – «А мой папа так боялся мою маму, что хотел от ее людей отстреливаться». Каково в такой семейке жить!

Матушка Екатерина была не просто гедонисткой, а человеком абсолютно асоциальным. Она рушила все запреты своего отца, она презирала свою мать, и она создала соответствующую среду вокруг себя. Так что «золотой век» для кого? Для ее любовников? Несомненно. А для остальных людей с нормальными семейными устоями? Маловероятно.

Было бы даже лучше

На международной арене Россия в то время была в авторитете, это да. Просто к тому времени и без всякой Екатерины восстановилось разрушенное Петром.

В России вновь появилась очень эффективная армия, да и в плане технологий Российская империя оказалась не ниже остальной Европы. Великолепные шуваловские гаубицы были лучше прусских, а ведь прусская артиллерия считалась гордостью Фридриха.

Крым, гнездо разбойников, который 70% доходов получал от работорговли, тоже упал в руки России. Церковные колокола звонили тогда и в Польше, и на Украине, и в Австрийской империи: «Кошмар набегов закончился!» При этом завоеванное Дикое поле и земли на Кавказе – это две трети мирового чернозема. Не случайно туда потянулись поселенцы.

[:image:]

Но и с точки зрения геополитики тут «золотого века» нет. Да, определенное решение давно назревших вопросов было, но какое отношение к этому имела Екатерина, не знаю. Если представить на ее месте Елизавету, было бы даже лучше. По крайней мере, не хуже. А при Петре III было бы однозначно лучше.

Взбесился дяденька, бывает

Конечно, Россия тогда хоть и не считалась экономически развитой страной, но простонародье жило не хуже, а во многих отношениях лучше, чем в Европе, – за счет богатых природных ресурсов. Крестьянин хорошо ел, имел нормы снабжения жильем лучше, чем в Британии, во Франции и на большей части Германии. И сказать, что судьба его была так уж печальна, было бы неправильно.

Но одновременно, простите, была несправедливость – причем жутчайшая. И жестокость Салтычихи, и травля зайцев на крестьянских полях – все бывало. Конечно, не так часто, как уверяли народовольцы. Они, похоже, преувеличивали масштаб явления, но само явление было.

Так что мужику Тульской губернии до нелегкой жизни пролетариев в Британии не было никакого дела. А вот то, что помещик имеет право требовать работать на него шесть дней в неделю, что может сиськи у вашей жены потискать – вот от этого растет ненависть. Вот почему часть крестьянства, может, и не идеальная, поддержала Пугачева. Вот почему казачье-инородческий бунт начал разворачиваться уже в великоросских губерниях. Простолюдинов доводили и довели наконец. Вот и взбесился дяденька – бывает. Только где же тут «золотой век»?

Дворянская царица

Павел, Александр I, Николай I – вот они считались идеальными царями в народе. В отличие от матушки Екатерины, которая демонстративно была почти божеством, Павел, например, как, кстати, и Елизавета Петровна до него, мог совершенно спокойно общаться с солдатами, бывать на их праздниках и крестить их детей.

Так что Екатерина была не столько русской, сколько дворянской императрицей, поскольку после переворота Петра не было ничего в Российской империи, чего не контролировало бы дворянство.

Во всей стране было 15 тысяч офицеров – не больше. И дочка каждого из них реально могла познакомиться с императрицей. Любой Петруша Гринев мог реально подружиться с главой государства. Всех дворян было 200–300 тысяч человек. И справедливости ради, они были действительно «лучшими людьми». Если вы помните, во время восстания Пугачева только один сукин сын из высокого дворянства стал ему служить – Шванвич (или Швабрин у Пушкина). Остальные не только сами, их жены и дочери были готовы лечь на плаху, но не присягали самозванцу. Двоих детей 12–13 лет, брата и сестру, Пугачев за это приказал расстрелять. Они перед смертью сползлись и, обнявшись, умерли.

Салтычиху Екатерина судила и осудила, а вот на таких людей опиралась. И именно эти люди писали историю. Дворяне. Так что «золотой век» Екатерины восславлен был теми, для кого он действительно был золотым.

Работа над ошибками

«Непредсказуемость Петра III, его пренебрежение русскими национальными и религиозными традициями сделали многих его противниками».

Учебник по истории для 7-го класса.

– Дело совсем не в традициях, – уверен Буровский. – Петр III был не «реаль полити́к». Он жил умозрительными идеями и искренне верил, что если он такой правильный царь, то за ним все сразу должны пойти, вот и вступил в конфликт с дворянством. По легенде, у него был даже проект Манифеста о вольности уже не дворянства, а крестьянства. Можно только представить, с каким чувством его убийцы своими трясущимися лапками жгли на свечке этот документ.

Петр III ведь и в самом деле мог такой документ подготовить. Вот тогда и в Европе бы нас уважали и не было бы срама в самой Великороссии. Когда говорят, что без подавления крестьянства не было бы процветания государства – это глупая ложь. Так же как и байки про необходимость сталинских репрессий ради победы в в­ойне.

Дворянский террор по отношению к народу не усиливал Россию, а сдерживал ее возможности. Представьте, если лет на сто раньше началось бы развитие капитализма в России. При наших-то ресурсах. Мы бы имели сейчас совсем другую страну: более мощную, более богатую, более счастливую.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика