Павел Лунгин: Если людей не трогать, они выживут

Режиссер Павел Лунгин рассказал в интервью Sobesednik.ru о совем новом фильме «Дама Пик» и других своих киноработах

Фото: Павел Лунгин // Global Look Press

Режиссер Павел Лунгин рассказал в интервью Sobesednik.ru о совем новом фильме «Дама Пик» и других своих киноработах.

Фильм «Дама Пик», идущий сейчас в российских кинотеатрах, – интерпретация по­вести Пушкина «Пиковая дама». Действие происходит в наши дни, а саму ленту режиссер Павел Лунгин сделал несколько сюрреалистичной.

Янковский – будущая звезда

– Ксения Раппопорт, Иван Янковский, сыгравшие главных героев, – актеры, безусловно, талантливые. И очень талантливо сыграли неприятных личностей.

– Не согласен. У нас нет героев положительных или отрицательных. Германна жалко – он страдающий.

– Почему выбрали на главные роли именно этих артистов? Ивана – потому что работали и дружили с его дедом Олегом Ивановичем?

– И близко не потому! В случае с Ксенией практически не было вариантов, никакую другую артистку в этой роли я не видел. А на роль Германна искал исполнителя не один месяц. На мое счастье, за неделю до планового начала съемок на пробы пришел Ваня Янковский. Я увидел в нем талант актеров трех поколений. Никакого блата. Мне кажется, он очень большой актер и будущая большая звезда. Надо, чтобы зрители увидели его в картине – тогда они поймут и оценят.

– Мне все же ваш «Остров» ближе – он о духовности. А тут – об отсутствии таковой, об умении работать локтями. Этому фактически сегодня в школе учат.

– Для меня это прежде всего история о людях, которые не верят в справедливость, считают, что жизнь можно только в карты выиграть, какой бы у тебя ни был талант и гениальный ум. Это ужасное желание – выиграть немедленно, прямо сейчас. Оно, конечно, трагическое. И приводит к трагическим же последствиям. Но кино еще и о том, что классика абсолютно живая, те же вопросы, которые ставил перед собой Александр Сергеевич, для себя решает каждое поколение.

Конечно, с волнением жду оценок зрителей. Совпали ли их ожидания с увиденным на экране? Будут ли рекомендовать посмотреть друзьям и знакомым? Сработает ли сарафанное радио? Естественно, хочу, чтобы фильм понравился.

– А как вы считаете, эта история могла бы в любой стране мира произойти или только в России?

– Вопрос очень интересный. По идее могла произойти везде в мире, но произошла почему-то у нас. Характер пушкинского Германна глубоко русский. Почти все герои Достоевского «вышли из Германна» – и Раскольников, и Иван Карамазов… В каждом из них есть это стремление – изменить ход судьбы, причем анархически-революционным путем. В принципе такие стремления есть у молодежи во всех странах, что мы видим по неожиданным голосованиям в Европе и Америке. Разная молодежь есть. Кто-то рвется изменить судьбу, а кому-то все равно.

[:image:]

Анонимы учат Райкина

– Лет десять назад вы сказали: «У людей есть желание вернуться к исконным ценностям». Но – не вернулись. Не время?

– Наверное, и тут по-разному. Вот есть активисты, анонимные общества. Те самые, которые разгромили выставку фотографий, позволяют себе учить Райкина ставить спектакли, Табакову пытаются диктовать театральный репертуар, Учителю «объясняют», как снимать кино. Похоже на некую форму психического расстройства. Впрочем, во все времена были и есть люди делающие, а есть обижающиеся. Последние ведут общество и страну назад. А первые – вперед. Просто два разных направления развития.

– Судя по всему, в нашумевшем споре между Константином Райкиным и министром культуры вы приняли сторону первого? А вас не пытались цензурировать?

– Слава Богу, моя творческая жизнь складывается удачно: могу позволить себе делать то, что меня действительно увлекает. Я свободен абсолютно. И буду отстаивать эту свободу всегда. Мы не должны идти на поводу у лицемерия и ханжества, наоборот, надо дать художнику свободу придумывать, творить, изобретать новые миры. Мы живем в мире творчества, открытия новых горизонтов. Пора научиться осмыслять свою жизнь. Просто жить – уже недостаточно. Уже выжили, никто не умирает от голода и ужаса, каким-то образом прошли процесс становления государства – теперь пора научиться понимать, зачем и почему. Мне, как режиссеру, например, интересны люди, которые выживают в сложные времена. Несмотря ни на что.

– «Выживают» – тут ключевое слово. Особенно в провинции – тянут из последних сил, там порой не до высоких материй.

– Знаете, когда я работал над фильмом «Свадьба» – более пятнадцати лет назад, – на съемки мы поехали в Тульскую область. Предприятия тогда закрывались. На тех, что еще кое-как дышали, людям зарплату платили почему-то яйцами, по городу ходили люди с авоськами яиц и пытались обменять их на деньги. И тем не менее я наблюдал, что моральные ценности сохраняются, жители помогают друг другу, любят и вообще хотят жить. Заметил: если людей не трогать, оставить в покое, они выживут.

Я не люблю Сталина

– Слышала, вы уже в процессе работы над материалом для следующего своего фильма – о сталинских лагерях. Почему именно об этом времени?

– Потому что там, может быть, кроются какие-то тайны нашего сегодняшнего состояния и бытия.

– Сталина еще недавно восхваляли. А тут вдруг как гром среди ясного неба – министр образования Васильева и депутат Госдумы Поклонская назвали его величайшим злодеем. Ветер подул в другую сторону?

– Я не люблю Сталина. Именно поэтому и хочу сделать фильм. Еще раз напомнить о том, что может система сделать с человеком: бессмысленно размазать и уничтожить. Но это будет история не о силе уничтожения, а о силе сопротивления. О том, как не просто выживали, но и сумели остаться сильными и даже счастливыми.

– Еще одному деспоту – Ивану Грозному – памятник поставили в Орле. Часть жителей против…

– И я против. Я написал об этом, обращался к орловчанам – письмо мое есть в интернете.

– Почему власти не реагируют?

– Потому что есть люди, которые хотели этот памятник, считают, что Грозный достоин – они, наверное, учили и знают другую историю, отличную от той, что учил я. Но это нормально. Люди редко в чем проявляют единодушие. Общество делится на разные группы, спорят. Ну и хорошо. Давайте говорить и спорить. Это лучше, чем молчать, сопеть и совершать гадкие поступки. В споре рождается истина.

На злобу дня

– За громкими политическими новостями вы следите? Как вам тенденции последних дней и недель?

– А какие у нас политические события? Ах да, министра арестовали. Конечно, я об этом слышал и был удивлен. Но понять, что это значит, чем аукнется для общественной жизни, пока не могу. Этого, наверное, еще никто не может.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика