Константин Баканов: Песков за Райкина, Кадыров за Хирурга – и понеслось

Обозреватель Sobesednik.ru – о цензуре в искусстве и сопутствующей резонансной дискуссии в обществе

Фото: Байкер «Хирург» Залдостанов // Александр Алешкин / «Собеседник»

Обозреватель Sobesednik.ru – о цензуре в искусстве и сопутствующей резонансной дискуссии в обществе.

Тема, вброшенная Константином Райкиным, превратилась в целую волну общественной дискуссии. Вопрос о цензуре остался открытым. Его затмил очередной смотр консерваторов и либералов – кто за кого.

Когда кремлевский спикер Песков заочно стал спорить с байкером Залдостановым о том, нужно ли «мотоциклисту» извиняться перед худруком «Сатирикона», стало ясно, что речь Константина Аркадьевича пронизала все слои российского общества. Братья по разуму снова нашли друг друга: Кадыров вступился за мотоциклиста, Познер за Райкина – и понеслось. Песков, к слову, назвал разгром выставки Стёрджеса хулиганской выходкой, и это внушает некоторый оптимизм. Значит, есть шанс, что власть готова сдерживать «патриотическое» хулиганство, о котором тоже говорил Райкин, хотя бы словами.

Минкульт, явно не ожидавший увидеть «Сатирикон» в роли бунтарского театра, попытался с ним как-то договориться. Это только раздуло скандал: в выходные ведомство и театр стали заочно спорить, кто из них за что извинялся. Нюансы вроде «сталинского» тона замминистра, кажется, уладили, но по ключевому вопросу договориться не получилось.

Государство оставляет за собой право контролировать спектакли (фильмы, выставки), на которые дает деньги. При Мединском другой политики у Минкульта не будет. При этом всем понятно, что ни один серьезный «смысловой» проект невозможно осуществить без госучастия. Шаг вправо, шаг влево – ты «иностранный агент» и «нежелательная в России организация». На частные деньги можно ставить антрепризные спектакли и снимать кассовые комедии, не более. Репертуарные театры находятся в федеральном или муниципальном подчинении, любой худрук – госслужащий. Получается, что культура поставлена в условия полного контроля, все зависит от того, хочет власть диктовать свою волю художнику или позволяет пошалить. В любой момент могут прийти и надавить. А там поди разберись – по нравственным соображениям, во имя «исторической правды» или просто на правах «нежелательной в России темы».

Райкина уже сравнивают с Макаревичем, хотя он, конечно, ни разу не Макаревич. Возможно, пойти ва-банк и честно сказать о том, что накипело, его толкнула финансовая ситуация в «Сатириконе», о которой он высказался чуть раньше.

Обзвонив худруков, «Собеседник» убедился в том, что театральное сообщество разобщено. В приемной Александра Ширвиндта сказали, что он не хочет комментировать эту ситуацию. Марк Захаров, поблагодарив за звонок, сообщил, что в Ленкоме «тяжелый период, я думаю, как выпустить спектакль в срок, все время подчинено этому». И хотя тот же Захаров, а позже Евгений Миронов на словах поддержали Райкина, в целом театральное сообщество услышало скорее Олега Табакова. Свиные головы на пороге МХТ ему не нравятся, но в ответ на вопросы о давлении власти он уже который год читает чеховскую мантру: «Дело надо делать, господа».

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика