20:04, 15 Октября 2016 Версия для печати

Фото с историей. Как Папанов анекдотами угощал

Актер блистал даже в гримерке
Актер блистал даже в гримерке
Фото: Виталий Арутюнов

Этот снимок был сделан больше 40 лет назад, осенью 1973 года. На нем Анатолий Папанов в роли, о которой знали лишь его близкие и коллеги: замечательный актер был еще и великим рассказчиком анекдотов.

«Домой не пускаю»

Осенью 1973 года студент фотогруппы факультета журналистики МГУ Виталий Арутюнов получил первое большое задание от АПН (агентство печати «Новости». – Ред.), куда его пригласили работать после успешной практики. Нужно было сделать фотоочерк об Анатолии Папанове, который в том же году получил звание народного артиста СССР.

– Конечно, я был очень рад, – вспоминает Виталий. – Папанов был не просто великим актером, он был моим любимым актером. АПН с ним предварительно договорилось, после чего я приехал в Театр сатиры в первый раз, чтобы встретиться с Анатолием Дмитриевичем лично и обговорить план работы. Дождался его с репетиции, представился. Папанов посмотрел на меня так скептически: думал, наверное, что пришлют серьезного зрелого человека, а пришел какой-то мальчик. Он вообще-то был человеком общительным, открытым, запросто общался со всеми – от режиссеров до работников сцены, но меня при первой встрече принял холодно – видимо, из-за разницы в возрасте. Я стал объяснять, что надо снять спектакли, процесс репетиций, его в домашней обстановке. А он говорит: «Нет-нет, я не люблю, когда меня на репетициях снимают. Домой? Домой никого не приглашаю категорически». В общем, везде отказ.

Осталось снимать только спектакли. Арутюнов говорит, что и это было большое счастье и потому иногда, засматриваясь, он забывал о работе. У него была хорошая техника, которая позволяла делать крупные планы, – большая редкость по тем временам. Отсняв таким образом несколько спектаклей, фотограф напечатал снимки и принес их Папанову. Актер посмотрел один, другой, третий, перевел взгляд на «мальчика», и тот понял: что-то изменилось.

– Как будто стена рухнула. С этого момента передо мной все двери открылись. Сначала я получил разрешение снимать на репетициях. А потом однажды Анатолий Дмитриевич схватил меня за руку и говорит: «Поедем ко мне обедать! Надежда (супруга Папанова, актриса Надежда Каратаева. – Ред.) все приготовила!» Я замялся, стал отнекиваться. Но возражения не принимались. Мы сели в «Волгу» – тогда была еще с оленем на капоте, шикарная машина, – быстро доехали до Никитских Ворот, где жили Папановы. Там Надежда Юрьевна действительно уже накрыла обед. Мне разрешили поснимать Папанова и за рулем, и на кухне, и с дочкой Леной. Это была несказанная удача. Показать героя вне театра, вне основной работы было очень важно, а актеры в то время этого сторонились. Я уже собрался уходить, как вдруг Надежда Юрьевна говорит: «Виталий, а вы не хотели бы с Анатолием Дмитриевичем сняться на память?» Ну какой разговор, конечно! Она взяла камеру, два раза нажала, и получился замечательный добрый снимок, за который я ей очень благодарен. Потом, много позже, Папанов мне его подписал.

«Сколько я вам должен?»

Когда работа над фотоочерком была завершена, Виталий Арутюнов собрал все снимки, какие сделал, и принес их в Театр сатиры, чтобы вручить своему герою на память. В тот день в театре шел спектакль «У времени в плену», в котором Папанов играл солдата Сысоева (поэтому на фото он в гимнастерке). Получив в антракте огромный пакет со снимками, актер наклонился к фотографу и спросил заговорщическим тоном: «Сколько я вам должен?»

– Я говорю: «Ну что вы, это подарок!» – рассказывает Арутюнов. – Он кивнул: «Ну тогда, Виталий, я вас угощу анекдотами».

Анекдотов в исполнении Папанова фотограф на тот момент еще не слышал, зато о его манере делать это прекрасно знали коллеги актера. Поэтому в гримерке, где Папанов уселся, быстро собрались зрители. Пропустить такое было обидно.

Снимок, сделанный женой, Папанов потом подписал
Снимок, сделанный женой, Папанов потом подписал
Фото: из личного архива

– Кажется, что Папанов как будто у себя дома, да? Так всегда было: где бы он ни появился, всегда оказывался в центре внимания, – рассказывает Арутюнов. – На самом деле это не его гримерка. Мы с Анатолием Дмитриевичем зашли к кому-то из актрис. В Театре сатиры гримерки актеров и актрис были на разных этажах и только папановская находилась на «женском» втором. В остальном все комнаты были одинаковыми – одни и те же трюмо, лампы, шторы. Не было каких-то особых условий или привилегий даже у великих. Папанов, например, делил гримерку с Георгием Менглетом.

Рассмешить Градову

Какой анекдот Анатолий Папанов рассказывал в момент, когда был сделан этот снимок, его автор не помнит. И не только потому, что прошло больше 40 лет: Папанов в тот раз выдавал их один за другим – и один лучше другого. Подарок оказался щедрым.

Сам Папанов любил смелые анекдоты, что называется, на злобу дня.

– Он вообще был смелый человек, – объясняет Виталий Арутюнов. – Известна история, как Плучек, будучи недовольным чем-то, на сборе труппы раздраженно сказал: мол, если бы у меня были такие актеры, как в Англии (в Лондоне жил и работал его двоюродный брат, режиссер Питер Брук. – Ред.), я был бы совсем другим режиссером. На что Папанов при всех ему ответил: если бы у нас был такой режиссер, как в Англии, то и мы были бы другими. Спектакли Театра сатиры тоже отличались смелостью. В стране тогда неважно было и с продуктами, и с остальным, а у них «Горе от ума» идет и актеры с вызовом говорят со сцены:

…Лахмотьев Алексей
чудесно говорит,
Что за правительство путем
бы взяться надо,
Желудок дольше не варит.

В зале – шепот. Так вот, Папанов в анекдотах всегда касался конкретного, актуального, насущного, но делал это очень тонко.

«Угоститься» анекдотами Папанова первыми пришли Татьяна Васильева и Екатерина Градова – и все трое попали в кадр. Виталий Арутюнов говорит, что ироничная Васильева (на фото слева) еле сдерживалась. Обычно серьезную Градову (справа) увидеть хохочущей до слез удавалось нечасто. Но над анекдотами Папанова смеялись решительно все – причем порой до того, как рассказчик добирался до середины. А иной раз анекдот, по словам фотографа, начинался раньше, чем Папанов открывал рот.

– Знаете, что он был за рассказчик? Два слова скажет – и всё, смеешься и не можешь остановиться. А в тот раз Анатолий Дмитриевич вошел в раж. Его мимика, интонация, жесты – это непередаваемо. Я потом пытался пересказывать те анекдоты, что он рассказывал. Начинаешь – и ничего не получается, чувствуешь себя дураком. А этот человек мог сказать несколько слов – и это был целый спектакль. Все-таки уметь рассказать анекдот – особый талант даже для актера. И в этом Папанов был блистателен.

Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Loading...

Новое на сайте

20:03, 25 Марта 2017
Sobesednik.ru узнал подробности о реалити-шоу «Диван», премьера которого состоится 30 марта на телеканале СТС
»
17:09, 25 Марта 2017
Корреспондент Sobesednik.ru побывала в «заповедном» Свето­горске, который его мэр объявил городом без геев
»
13:07, 25 Марта 2017
Sobesednik.ru поговорил с профессором Высшей школы урбанистики Михаилом Блинкиным о сносе хрущевок в Москве
»