Игорь Ясулович: Неужели люди снова хотят развала страны?

Большое интервью народного артиста России, отметившего на днях 75-летний юбилей, читайте на Sobesednik.ru

Фото: Игорь Ясулович // Анатолий Ломохов

Большое интервью народного артиста России, отметившего на днях 75-летний юбилей, читайте на Sobesednik.ru.

Мы побывали у него в театре, в котором он служит много лет, московском ТЮЗе, прогулялись с актером по центру Москвы и поговорили по душам. Исполнитель ярких ролей в фильмах «Тот самый Мюнхгаузен», «По законам военного времени», комедиях «Не может быть!» и «12 стульев» рассказал нам, как он встретил ту единственную, которую полюбил на всю жизнь, как переживает события, происходящие в стране, и что его вынудило пойти вразрез с позицией властей.

– Юбилей праздновать, честно говоря, не хотел. Еще в пору молодости это был праздник, а сейчас нет, – отвечает на наш вопрос Игорь Николаевич. – Но это не зависит от моего желания, все равно придут друзья, коллеги. С одной стороны, мне это очень приятно, а с другой – тягостно, возраст все-таки. Для меня лучший день рождения – отыграть спектакль, наше дело – рабочее.

Игорь Николаевич родился в селе Рейнсфельд Куйбышевской, ныне Самарской области в семье моряка, его отец прошел Великую Отечественную войну. И сам герой нашей публикации в юности хотел ходить в парадном кителе с фуражкой, отдавать честь, служить на флоте. Когда его отца перевели на службу в Таллин, будущий актер попал в театральную студию. После окончания школы решил уехать в Москву и поступить в театральный институт. Отец его поддержал, а мама говорила: «Лучше бы ты пошел на инженера учиться». Приехав в столицу, Ясулович сразу поступил в театральный институт.

– Мне чрезвычайно повезло попасть во ВГИК, в мастерскую народного артиста СССР Михаила Ильича Ромма, – не скрывает восторга наш собеседник. – Это, если хотите, плавильный котел нашего кинематографа – там учатся операторы, художники, киноведы, режиссеры, актеры. 50–60-е – золотое время ВГИКа. Я познакомился с множеством прекрасных людей. Помню, как мальчишкой слушал, раскрыв рот, их творческие споры. Все иностранные кинодеятели, приезжавшие в СССР, устраивали во ВГИКе премьерные показы, равно как и советские режиссеры. Там я впервые посмотрел «Балладу о солдате» Чухрая, «Иваново детство» Тарковского и множество других фильмов. Слава Богу, и сейчас во ВГИКе сохранилась эта неповторимая киношная атмосфера. Мой мастер Михаил Ромм пригласил меня сняться в своем фильме «Девять дней одного года» – это была моя первая киноработа. Мне довелось наблюдать, как играют, и учиться у таких прекрасных актеров, как Алексей Баталов, Михаил Козаков, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев.

[:image:]

В институте я впервые узнал, что такое красноречивое молчание – пантомима, это было для меня потрясением. Когда только кино появилось, оно было немым. После окончания вуза мы с однокурсниками решили по примеру «Современника» организовать собственный театр пантомимы. Повезло – нас поддержал Иван Александрович Пырьев, он в ту пору был заместителем председателя Большого художественного совета Министерства кинематографии СССР. Два года существовал наш театр, мы вели очень активную творческую жизнь, много ездили с гастролями. Но потом нашу труппу ввели в состав Театра киноактера. Основной там считалась площадка съемочная, а не сценическая.Тем не менее я прослужил в этом театре 30 лет, переиграл множество ролей в лучших пьесах мирового и русского репертуара. В 1993 году был приглашен в труппу обновленного ТЮЗа, куда перешел без раздумий. Там ставят два интереснейших режиссера – Генриетта Яновская и Кама Гинкас. Я с огромным интересом и удовольствием работаю в их спектаклях уже четверть века.

Спустя годы Игорь Николаевич вернулся в родной вуз преподавателем, несмотря на свой почтенный возраст, он еще и ведет актерское мастерство в ГИТИСе. Энергии ему хватает на все. Возможно, это отчасти объясняется надежным семейным тылом, который уже много лет обеспечивает его супруга Наталья Юрьевна Егорова.

– Мы познакомились 31 августа 1962 года. Наш общий друг, актер Всеволод Абдулов, решил, что мы очень подходим друг другу, и решил нас пригласить в ресторан. Пока мы у входа ждали его, познакомились. Спустя год поженились. Наташа познакомила меня со своими родителями, ее отец – известный режиссер (автор фильмов «Простая история», «Добровольцы», «Однажды двадцать лет спустя». – Авт.) Юрий Егоров. В то время были абсолютно другие представления о нравственности, морали, поэтому весь год мы просто гуляли по Москве, общались, веселились с друзьями. 31 января расписались, после загса поехали домой к ее родителям, а через час я уже уехал на репетицию, вечером сыграл спектакль, и потом мы всей ватагой моих коллег завалились в гости к ее бабушке и дедушке и до утра играли в шарады. Первые годы жили то у моей тети в барачном Пушкинском студгородке в Останкино, то у Наташиных бабушки с дедушкой. Мы с женой прошли вместе через многие трудности, но, несмотря ни на какие испытания, вместе уже 54 года.

Через три года брака у пары родился сын Алексей. Он решил пойти по стопам знаменитого отца, поступил в театральное училище им. Щукина. Впервые дебютировал в кино в фильме своего деда Юрия Егорова «Однажды двадцать лет спустя». Потом сыграл главную роль в картине деда «Отцы и дети». В фильмографии сына народного артиста были и другие знаковые киноработы – фильмы «По законам военного времени», «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя», «Башня». Однако последние 6 лет Алексей не появляется в кадре.

– Сын занялся продюсированием, что конкретно он продюсирует – это надо у него спрашивать.

В отличие от папы, Алексей не однолюб, у него было три брака. От первого родилась старшая дочь Вера, ей сейчас 22 года, она окончила продюсерский факультет ГИТИСа. От третьего брака – дочка Глаша, ей 8 лет, она учится во втором классе музыкальной школы.

​– Лёша, Глаша и ее мама живут вместе с нами, – продолжает Игорь Николаевич. – Не так давно мы продали нашу квартиру на Чистых прудах, это было, так сказать, родовое поместье моей жены. Купили просторное жилье в таунхаусе в Москве и очень довольны этим.

[:image:]

А вот политической обстановкой в стране народный артист России недоволен. Он всегда по самым разным поводам высказывал свою позицию, несмотря на то, что она порой сильно шла вразрез с политикой руководства страны. Например, Игорь Николаевич выступал за освобождение писателя Василия Аксенова, фигурантов небезызвестного дела Юкоса Михаила Ходорковского, Светланы Бахминой. Входил в общественную комиссию по расследованию марша 2012 года на Болотной площади, которая пришла к выводу, что массовые столкновения были спровоцированы правоохранительными органами, а не демонстрантами. На президентских выборах того же года поддержал кандидатуру Михаила Прохорова. Приписывают Ясуловичу и поддержку участниц скандальной группы Pussy Riot.

– Это не так, я не поддерживаю то безобразие, которое они устроили в храме Христа Спасителя. Но то, что начали власти делать с ними потом – отправлять в тюрьму, – это ужасно!

Я вообще смотрю на то, что происходит в стране сейчас, с недоумением. Неужели люди, помня крах СССР, снова хотят такой же развал? Летом я живу в небольшом поселке в 400 километрах от Москвы, в Тверской области, и вижу, как погибает российская деревня. Часто бывая за рубежом, вижу, как талантливые люди там реализуют свои идеи в самых разных масштабах. А мы покупаем почти всю технику за границей. У нас что, нет своих умов, чтобы сделать ее на месте? Нет рук? Не поверю – есть! Просто они никому не нужны. Мне обидно видеть, как талантливые, умные, невероятно образованные люди, к огромному сожалению, в нашей стране пропадают.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика