Сергей Светлаков: Смотрю, толпа кричит "Ура России!" Но все в импортном

Сергей Светлаков рассказал в интервью Sobesednik.ru о своей роли в фильме «Жених» и поделился думами о России

Фото: Сергей Светлаков // Global Look Press

Сергей Светлаков рассказал в интервью Sobesednik.ru о своей роли в фильме «Жених» и поделился думами о России.

Шоумен, когда-то начинавший в КВН, потом наступавший на больные мозоли русской действительности в «Нашей Раше» и юморивший в «Прожекторперисхилтон», давно уже не только шоумен.

Амбиции привели в кино. О «Яйцах судьбы», где он выступил одним из продюсеров и собрал кассу, в свое время спорили жарко. Новое кинотворение продюсера Светлакова вышло в свет под названием «Жених». Сергей сыграл главную роль и красуется сейчас на всех московских билбордах (к этому ему не привыкать).

Водки мало

– Сергей, почему как кино о русской глубинке – так обязательно застолье и водка? Вот и «Жених» без этого не обошелся. Неужели без ста грамм не раскрыть тему русской души?

– В других картинах, между прочим, заливают рекой. А у нас, если заметили, водки мало. Совсем избежать соответствующих сцен мы не могли: история происходит 9 мая, а какое застолье без рюмки? Зритель нам не поверит. Сцены эти, скажем так, для правды жизни, а не для того, чтобы оправдать поступки героев, что часто делают в кино: выпил – значит, мог натворить что угодно. У нас водка – просто часть антуража. Это кино о любви. К своей стране и к людям, которые здесь живут.

– Режиссером и вашим соавтором сценария выступил Александр Незлобин из «Камеди Клаба». Задача фильмов от юмористов – развлечь зрителя или все-таки дать возможность задуматься?

– Мне бы хотелось, чтобы зритель проникся уважением к своим соотечественникам, ощутил позитив, исходящий от русских людей в России, захотел бы остаться жить здесь, а не уехать, к примеру, за рубеж. Подумайте о том, почему многие отказываются сейчас от выгодных предложений за границей и остаются в России. Эти вопросы в фильме есть. Ответ не звучит, но каждый сможет решить для себя сам, почему так.

– Какие громкие слова!

– Я говорю то, что чувствую. Хотелось бы, чтобы зритель по-другому взглянул на своих бабушек-дедушек, теть-дядей, которые живут, допустим, в сельской местности и для молодых не являются предметом гордости. «Тухлая компания», как некоторые представители молодежи сейчас выражаются, «ничего не понимают – деревня». Мы показали этих людей с теплотой. Они, конечно, не идеальные, не предмет для подражания – но веселые и добрые. У нас получились очень узнаваемые герои – таких в России много.

– Но если отвлечься от комедийного жанра, что мы видим в кадре: туалет на улице, умирающая деревня… Тут же рядом – «хозяева жизни»: бизнесмены и олигархи на вертолете развлекаются. Такой «Левиафан», но в юмористическом ключе и с более жизнеутверждающим финалом. Но суть-то не меняется – и тут нищая Россия.

– Заметьте: деревенские герои собираются переезжать в городскую квартиру с удобствами. Но потом этот туалет на улице они будут вспоминать всю жизнь с ностальгией. В нашем детстве тоже было много неудобств – коммуналки, очереди за колбасой в магазинах… Удивительно, но спустя годы с теплотой вспоминаешь именно это, а не крутые дни рождения или вечеринки, допустим, дома у более обеспеченных одноклассников, куда меня часто приглашали.

[:image:]

Все в напряге, Европа тоже

– Поностальгировать все любят. Но обратно в коммунальное детство нынешних благополучных и сытых артистов, думаю, палкой не загонишь. И вы вряд ли захотели бы в прошлое вернуться.

– Сейчас модно троллить (в смысле ругать и стебать) весь уклад, образ жизни, созданный в Советском Союзе – «полный отстой, ничего хорошего». А я, например, вспоминаю те же наши семейные встречи 9 мая у дедушки и бабушки. Это был «цемент» десяти семей. Все между собой в разных отношениях – одни дружат, другие в ссоре по каким-то своим причинам, жизнь есть жизнь. Но 9 мая обиды забывались, все оказывались за одним столом, пели песню «День Победы» и обнимались. Дедушка играл на баяне, бабушка подавала свои фирменные пироги. И все становились словно единым целым. В фильме это есть: отголоски моего детства, то, по чему скучаю безмерно – когда не стало бабушки и дедушки, эта традиция наша семейная умерла, всё развалилось. Не то чтобы родственники совсем не общаются, но нет общего стола для десяти семей.

Кстати, сцена первого застолья в нашем фильме – реальная история про моего дедушку Венедикта Михайловича. В войну он дошел до Чехословакии, его комиссовали из-за контузии, о чем всегда жалел: не дошел до Берлина.

Вернуться к коммуналкам… конечно, я не хотел бы. Но я за то, чтобы к прошлому – и своему собственному, и семьи, и страны – относиться с уважением. А к чему-то – весело и с юмором: да, было и такое.

– Вы определили жанр как «патриотическая комедия». Что для вас патриотизм?

– Наблюдал картину: толпа бежит и кричит: «Ура России!», при этом все в костюмах иностранной фирмы. Впрочем, дело не в костюмах. Для меня патриотизм – честно делать свою работу. Не обязательно ругать иностранное, а произведенное у нас хвалить. Куда важнее сделать русский автомобиль или прибор лучше, чем «у них» – за границей. То, свое, чем можно гордиться – это патриотизм. Неважно, чем ты занимаешься, но ты должен делать все, чтобы не было стыдно ни перед собой, ни перед обществом. Это обязательно дает весомый повод для гордости – и личной, и за страну.

– Но русские машины – без слез не взглянешь. Ракеты падают. Даже футбол – повод для скетчей, а не для гордости.

– Просто время напряженное, тяжелое. Все в стрессе. Огромное количество людей. Виновата геополитика: идет жесткий передел во всем мире, это отражается на жизни абсолютно всех. Все в напряге, Европа тоже.

– То есть футболисты плохо играют, хотите сказать, от стресса? А не от того ли, что получают миллионы и обленились?

– Тут можно долго рассуждать и спорить. Но я уверен: если б люди были позитивнее, с уверенностью смотрели в завтрашний день, очень многих проблем удалось бы избежать. А миллионы – наивно думать, будто в них счастье.

– «Опять «Камеди Клаб», – проворчит зритель, увидев на афишах ваши с Незлобиным фамилии. В том смысле, что у вас нет специального образования – актерского, режиссерского либо продюсерского… Что можете возразить?

– Разве что процитировать известную поговорку: «Титаник» строили профессионалы, а Ноев ковчег – дилетант». А вообще, советую сначала посмотреть кино, а потом критиковать или хвалить. Хотя у нас в России, к сожалению, хвалить не очень любят. Почему? Загадочная русская душа!

Полную версию интервью с Сергеем Светлаковым читайте скоро на Sobesednik.ru и в свежем номере газеты «Собеседник».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика