Георгий Данелия: Господи, зачем же я живу в таком состоянии?!

Режиссер Георгий Данелия рассказал Sobesednik.ru, о чем будет его новая книга, и объяснил, почему не спорит о политике.

Фото: Георгий Данелия // Global Look Press

Режиссер Георгий Данелия рассказал Sobesednik.ru, о чем будет его новая книга, и объяснил, почему не спорит о политике.

На телефонные звонки с просьбой об интервью народный артист СССР, кинорежиссер Георгий Данелия отвечает всем отказом – болеет, уже год не выходит из дома. Но с Sobesednik.ru поделился новостью: несмотря на плохое самочувствие, все же работает над новой книгой.

«Зачем же я живу в таком состоянии?!»

– Георгий Николаевич, так о чем будет книга?

– В ней я объединяю вместе несколько моих предыдущих автобиографических книг. Зачем? Дело в том, что читать в последнее время я не могу, зрение плохое. Послушал как-то аудиозаписи моих мемуаров в исполнении актеров и понял: много неточностей. А еще есть повторы историй в разных интерпретациях. Что-то где-то я напутал в свое время. Ведь некоторым воспоминаниям по шестьдесят лет. Разве все упомнишь?! Вот и решил: надо навести порядок. Иногда что-то сам печатаю, но чаще мне помогает моя ученица Леночка. Она приходит, читает мои заметки, мы обсуждаем, я наговариваю, она переписывает начисто. Работа долгая, кропотливая. Надеюсь, к осени книгу выпустим.

– Герои ваших книжных историй не обижаются на вас? Иногда вы так хлестко высмеиваете их поступки.

– Бывает, ко мне кто-то обращается: «Ты чего там про меня написал? Разве такое было?» Тогда я иду в наступление: «Ты что, не помнишь такого?» Он отвечает: «Ну-у, смутно». И я тогда смело: «Вот. А я-то все помню точно!» Конечно, в каких-то историях что-то приукрашиваю. Помню, что было такое, а детали уже досочиняю. Мои ровесники иногда забывают, что за завтраком съели. А представляете, вспомнить до мелочей то, что было столько лет назад?!

[:image:]

– Вы признались, что год не выходите из дома. Что случилось?

– Я еле хожу. При этом «сижу» на кислородном аппарате.

– Хотя бы на природу, на дачу выезжаете?

– Дачи у меня нет. Я оставил ее в свое время бывшей жене Любе Соколовой. Там сейчас наши внуки и правнуки отдыхают. Но у меня есть квартира за городом, в писательском поселке. Там давно не был.

– Помогает кто-то? Нуждаетесь ли вы в чем-то?

– У меня есть жена, есть дом-работница. В этом смысле всё в порядке. И к сожалению, голова работает. Все время думаю: «Господи, зачем же я живу в таком состоянии?!»

«Данелия, вы, наверное, с ума сошли»

– Живите долго. Ваши фильмы так любит зритель. Казалось бы, наизусть знаешь ту или иную вашу кинокартину, а показывают по телевизору – и от экрана не можешь отойти. Все равно пересматриваешь.

– Говорите, говорите, мне это приятно. Я сам часто ищу объяснения, почему фильмы советских кинематографистов так любимы. Может быть, дело в том, что в них заложена энергетика добра?! Хотя взять, например, мою картину «Слезы капали». По режиссуре – классная работа, но почему-то не пользуется такой популярностью. Наверное, не совсем добрый фильм. А вот такие, как «Афоня» или «Тридцать три», любимы. Они простые, оттуда добром веет.

Бывает, что не угадаешь, как примут твою работу. Помню, когда в Доме кино была премьера фильма «Кин-дза-дза», он провалился. Я видел по глазам зрителей, что не понравился. Хотя понравился моему внуку, которому тогда было шесть лет. Потом был просмотр в кинотеатре «Космос». Перед показом я сказал: «Фильм длинный, двухсерийный. Я сейчас уйду и вернусь к финалу. Кому надоест, не стесняйтесь, уходите. А потом, даже если останется один человек в зале, все равно отвечу на вопросы». Когда я вернулся в кинотеатр, зал был полным. Овация минут на десять.

[:image:]

Были и такие письма: «Куда смотрит государство?! На такую ерунду деньги дают», «Данелия, вы, наверное, с ума сошли. Вам пора лечиться». Но помню и такое послание: «Уважаемый Данелия, мы любим ваши фильмы, они добрые. Многие ругают «Кин-дза-дзу». Не верьте им, фильм прекрасный. Он – о нас, о том, что происходит в обществе, на всем земном шаре. Счастья вам и здоровья. Ученики 4-го класса, город Одесса». У меня это письмо до сих пор хранится. И сейчас много хвалебных слов в адрес фильма.

– Конечно, ведь сегодня эта кинокартина как никогда актуальна. Такое расслоение общества на бедных и богатых, на «патриотов» и «непатриотов». Совсем как в фильме – на чатлан и пацаков.

– Помните, у Ильфа и Петрова в «Золотом теленке» подпольный миллионер Корейко пошел гулять с Зосей? Она сказала, что «хорошо бы в кино сходить». А билеты стоили по десять копеек. Корейко посчитал это дорогим удовольствием, а у самого в кармане в папиросной коробке лежало десять тысяч рублей. Но он боялся их доставать. У нас же сейчас никто ничего не боится. Какие свадьбы устраивают миллионеры, какие дома возводят! У помощника прокурора замок стоит огромный! Я бывал в Барвихе на Рублевском шоссе. Зрелище ужасное. Чем хорош загородный поселок? Ты приезжаешь на свободу. А там возникает ощущение, что приехал в какую-то тюрьму. С одной стороны высокий кирпичный забор, за которым ничего не видно, и с другой стороны такой же забор. Оттуда выглядывают аляповатые, совершенно безвкусно построенные дома. И настроение портится.

С Михалковым не согласен

– Вы следите за политической ситуацией в нашей стране?

– Я вам подскажу, к кому обращаться: Никита Михалков, Станислав Говорухин, Карен Шахназаров. Вот эти люди часто говорят по телевизору о том, как живет страна. Я в этом плане плохой собеседник потому, что всегда не любил, когда делят людей на богатых и нищих. И при Горбачеве не любил, и при Ельцине, и сейчас тоже.

– Как-то с иронией вспомнили о своих коллегах.

– Поверьте, это я сказал без всякой иронии. Говорухин, например, считает меня самым великим режиссером, и я этого не могу не оценить. Поэтому к нему отношусь хорошо. Шахназаров для меня как воспитанник. Но я не могу понять: зачем ему все это надо?! С Никитой-то понятно, у него – гены. Там семья вся такая…

[:image:]

– Желание быть поближе к власти?

– Ну, не обязательно так… Я хорошо знал его отца – Сергея Михалкова и Наталью Петровну Кончаловскую, маму Никиты. Сам он впервые снялся в моем фильме «Я шагаю по Москве». Бывает, Никита приезжает ко мне, привозит свои охотничьи трофеи. С ним приятно побеседовать. Но со многим из того, что Никита говорит по телевизору, я не согласен. Там семья такая… Немножко Андрон отклонился в какой-то момент.

– Ну, он отклонился в своих общественно-политических взглядах, потому что уехал за границу. Поэтому и взгляды такие были.

– Были, да. А сейчас он понял, что там никому не нужен, вернулся… Взгляды, по-моему, поменялись.

– Когда общаетесь с коллегами, не спорите об этих самых разных взглядах?

– Зачем я буду спорить? Это же глупо!.. Поговорить о том, что происходит в стране, мне хватает моего близкого друга – журналиста и писателя Юрия Роста. С ним у нас взгляды совпадают.

– А вам предлагают участвовать в общественно-политической жизни?

– Да все знают, что я откажусь. В свое время сорок лет был секретарем Союза кинематографистов, но ни разу не пришел на заседания. Продлевали мои полномочия механически. Потом уже, когда Никита возглавил союз, спросил меня: «Ты почему не ходишь?» Говорю: «Да я вообще там никогда не был». Он возмутился, удивился. И меня освободили от этой должности. Но мне это до лампочки. Понимаете, я – трудоголик: если занимаюсь своей кинокартиной, то ничего другого мне не нужно. Никаких общественных нагрузок. Ну, одно время уговорили – преподавал недолго. Хотя, вспомнил, еще руководил студией, где и Эльдар Рязанов, и Леонид Гайдай, и другие великолепные режиссеры работали под моим началом.

[:image:]

– Недавно ушел из жизни Эльдар Рязанов. Такая потеря для нас и для кино.

– Да, да, очень грустно. Мы с ним говорили незадолго до смерти. В жизни не очень дружили, хотя и были в хороших отношениях. А потом, когда мы старые, оба засели по домам, часто созванивались. И это было взаимно приятно: я его хвалил, а он меня.

Вторую часть интервью с Георгием Данелия о фильме «Афоня» и Крыме читайте на сайте Sobesednik.ru 8 мая.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика