"Филозов жил скромно и никогда не интересовался деньгами"

О дружбе с Альбертом Филозовым, его характере и личной жизни Sobesednik.ru поговорил с Екатериной Кретовой.

Фото: Альберт Филозов // Anton Merkurov / Global Look press

О дружбе с Альбертом Филозовым, его характере и личной жизни Sobesednik.ru поговорил с Екатериной Кретовой.

Ранее Sobesednik.ru писал, что 78-летний актёр «Школы современной пьесы» Альберт Филозов скончался после продолжительной борьбы с раком. Супруга Народного артиста РФ отказалась принимать его домой смертельно больным.

Заместитель художественного руководителя по творческим вопросам «Школы современной пьесы» Екатерина Кретова, которая тесно общалась с Альбертом Филозовым, рассказала Sonesednik.ru о внезапно ушедшем актёре, его работе, увлечениях и семье:

— Я с Альбертом Леонидовичем тесно знакома уже лет десять. Это счастье — познакомиться с артистом такого уровня. Для меня он всегда входил в группу актёров, которые мне всегда были безумно интересны. Но когда я узнала его ещё и как человека, как интеллектуала совершенно невероятного, то это было для меня настоящим открытием.

Мы с ним много общались. Он мог рассказывать какие-то байки, воспоминания про свою молодость, про работу в театре Станиславского, свои киношные будни, причём это всегда было смешно и остроумно. При этом тут же мы с ним могли перейти на обсуждение каких-то интеллектуальных тем. Он очень любил музыку. Я вот по образованию музыкант, и и мы с ним могли обсуждать мелодику Шуберта или последние симфонии Брукнера. Могли вести разговоры совсем не на бытовом уровне.

— Вам довелось выступать с ним на сцене?

— Хоть я и не артистка, но мне посчастливилось сыграть с ним в двух спектаклях. Альберт Леонидович был моим партнёром. В спектакле «Медведь» я с ним вступала в диалог. У меня была небольшая роль журналиста, я задавала ему вопросы. То, как он реагировал на мои вопросы — а я не профессионал, и для меня это было большой экзотикой, — как он смотрел на меня и помогал мне, выталкивал меня из не комфортной для меня ситуации... Так же он работал с профессиональными артистами, он был невероятным партнёром.

Мы с ним очень дружили, мы много общались вне профессии, на гастролях мы всегда были вместе, потому что нам как-то было интересно друг с другом. Я об этом сейчас вспоминаю с большой благодарностью, мне очень повезло.

[:image:]

— Он был ведущим актёром вашего театра. Что теперь будет с его спектаклями?

— У нас вообще весь репертуар выстроен под Филозова. Он был занят больше чем в половине наших спектаклей. Я вот сейчас пока не понимаю, что нам с этим делать, потому что он играл без дублёров. Что нам сейчас делать с его спектаклями... Это были его спектакли.

— Филозов жил более чем скромно. Я слышал, что он недавно купил трёхкомнатную квартиру, а до этого ютился в однушке.

— Нет, это было не недавно, это было в середине 90-х годов. Но он жил скромно не потому, что его не признавали или ещё что-то. Просто для него это всё было несущественно, неинтересно. Он никогда не спрашивал, сколько ему заплатят.

Последний спектакль, в котором он играл у нас в театре, — это был ночной спектакль. Мы играли в ночь с 26 на 27 марта в рамках культурного форума, который проходил в Манеже. Это была ночь театра. Спектакль «Город» мы играли в 12 ночи, то есть он закончился в 2 часа ночи. Представьте, человеку 78 лет, он не очень здоров... Хотя на тот момент ничто не предвещало, его кончина была быстрой. Тем не менее он не задал вопрос, почему спектакль ночной и будет ли у него двойная ставка. Ему это было неинтересно. Вот есть спектакль, есть его роль — и он её будет играть независимо от того, ночью ли это, в театре или на какой-то непонятной площадке. А в Манеже было очень сложно играть. Такой вот он был человек: материальная сторона жизни его очень мало интересовала.

Он был очень духовным человеком, он был по-настоящему верующим — не формально, это не дань моде была. Он об этом никогда не распространялся, но его близкие люди прекрасно знали, что он православный, что он ходит в храм, исповедуется, держит пост.

[:image:]

— Он стал религиозным не после того, как узнал о своей болезни?

— Нет, это было задолго до его болезни. Это никак не связано. Мы с ним разговаривали на все эти темы — он много всего рассказывал, но никогда ничего не навязывал, а только если его спросишь, — до того, как все узнали его диагноз.

— Что у него было с личной жизнью? Сегодня вот мы узнали, что жена не приняла его домой после больницы.

— Это странная история. Наш директор [Анна Гроголь-Алексидзе] собирала Альберта Леонидовича из больницы. В итоге его отвезли к его старшему сыну — сыну от предыдущего брака. Это его второй брак, он трижды был женат. Первый раз это было в глубокой юности. От второго брака у него есть сын — Андрей Филозов, журналист, философ, он много писал статей об архитектуре. Именно он взял к себе отца, именно в его квартире Альберт Леонидович скончался.

— Со второй женой он поддерживал отношения?

— Очевидно, да, но мы эту тему не обсуждали. Нынешнюю жену, вдову, я знала, с ней и с его старшей дочерью Настей общалась. Мы с ним никогда не говорили о том, что у него есть какая-то предыдущая жена. Он не откровенничал.

— Раз вы общались с его вдовой, не расскажете, что она за человек?

— Мы с ней мало общались. Я общалась с ней в связи с дочкой, потому что Настя занимается вокалом. Когда она закончила школу, Альберт Леонидович попросил меня курировать её. Я возила её к своим друзьям, чтобы они её прослушали. Это было лет пять назад, сейчас ей 22 года. А про жену мне трудно что-то сказать. Я знаю, что там много всяких слухов... Конечно, мне странно, что человек после больницы не едет к себе домой. Такая ситуация мне кажется необъяснимой. Может быть, он решил, что ему так будет лучше.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика