Лариса Лужина: Страшно было видеть Высоцкого в "Спасибо, что живой"

Актриса Лариса Лужина поделилась с Sobesednik.ru воспоминаниями о Высоцком и объяснила, зачем нужна цензура

Фото: Лариса Лужина // Андрей Струнин / «Собеседник»

Актриса Лариса Лужина поделилась с Sobesednik.ru воспоминаниями о Высоцком и объяснила, зачем нужна цензура.

Народная артистка РСФСР, звезда фильмов «На семи ветрах», «Тишина», «Вертикаль» Лариса Анатольевна Лужина в свои 76 лет выглядит просто ошеломительно. Старость не может застать ее дома, потому что она постоянно занята: съемки, творческие встречи, репетиции. Невозможно не восхититься позитивным настроем актрисы и тем, как она пережила все невзгоды: работала на заводах и искала любой способ, чтобы выжить. пообщались с легендой мирового кинематографа и узнали, как актрисе удается сохранять гармонию, почему Владимира Высоцкого никто не заменит и зачем нужна цензура.

Актриса признается, что своих слез никому не показывает.

– Не люблю на людях быть грустной или показывать свою слабость, – говорит звезда. – Да и, честно скажу, мало кому интересно смотреть на унылого человека. Поэтому плачу только дома, где никто не видит. Никогда при ком-то жаловаться не буду. К сожалению, с возрастом люди почему-то любят говорить о болезнях. Считаю, что не надо думать об этом, а нужно радоваться тому, что есть, что солнце светит и небо чистое над головой. Вообще, если необходимо очистить душу, иду в церковь. Мне всегда хочется там плакать. Кажется, что душа воспаряет, омываясь слезами. Становится так светло и дышится легче.

[:image:]

Оказывается, актриса крестилась два раза.

– В детстве мама с бабушкой, потом сама крестилась в 90-х, когда сына отправляла в армию. В церкви мне и сказали, что я уже, оказывается, крещеная, но крестили меня все равно. Раньше же вообще было время такое, что никто об этом никому не говорил, даже дети ничего не знали.

Ларису Анатольевну могут растрогать передачи на военные темы, ведь, будучи двухлетней девочкой, она стала свидетельницей беспощадной блокады Ленинграда.

[:image:]

– Папа Анатолий Иванович был моряком торгового флота. В блокаду пошел ополченцем защищать форт «Серая лошадь». Его ранили в Кронштадте в 1942 году и привезли домой. Мама Евгения Адольфовна старалась его сама выходить, так как госпиталь был переполнен ранеными. Но отец умер от истощения и ран. Она зашила его тело в одеяло и вытащила на улицу. Жуткая картина, конечно… Оттуда грузовик с трупами увез его на Пискаревское кладбище в общую могилу. Представляете, ему было всего лишь 27 лет. Когда нас с мамой эвакуировали в Сибирь, отчетливо помню полный вагон людей. Поезд останавливался, и местные жители разбирали эвакуированных в свои дома. А те в свою очередь должны были помогать им по хозяйству. Нам с мамой было труднее… Мы были худющими, изможденными и ни на что не годились. Нас приютила тетя Наташа. Это было настоящим счастьем.

В Сибири мы прожили около года, а когда вернулись в Ленинград, пришли в свою квартиру, то с ужасом обнаружили, что там уже жили чужие люди. Наши документы на квартиру сгорели, и мы ничего не смогли доказать. Мама была не из тех, кто умел бороться, она просто развернулась и ушла. После этого мы уехали в Таллин к маминому дяде, где я провела свою юность.

[:image:]

Лариса Анатольевна до сих пор жалеет, что мало времени проводила с матерью.

– Мы с ней не были подругами, как это обычно бывает, не секретничали на кухне. Да и ей было некогда, нужно было деньги зарабатывать. Она то на мясокомбинате работала, то на кондитерской фабрике.

Сама Лариса Анатольевна с детства знала, что будет артисткой. Мало кто знает, что будущей актрисе пришлось буквально выживать, потому что денег не хватало ни на что.

– Пыталась поступить в ЛГИТМиК, но провалилась. Конечно, было безумно обидно… После этого падения поняла, что недостойна быть актрисой. И как-то отпустила свое желание, пошла на фармацевтический завод помогать маме. Работа была тяжелая, неинтересная: делала таблетки и заворачивала их в целлофан. Потом мама меня устроила на кондитерскую фабрику. И там оказалось несладко. Я выдавливала крем в формочки и раскладывала зефир по коробкам. Еле-еле продержалась около полутора лет. Надышалась сахарной пудрой так, что до сих пор терпеть не могу зефир. Потом, не помню как, попала в Министерство здравоохранения Эстонии, где стала секретарем министра.

Когда Лужина перебирала газеты на рабочем месте, то случайно наткнулась на судьбоносное объявление, с которого началась ее дорога в кино.

[:image:]

– В Таллине в Дом моделей требовались манекенщицы. Я была метр семьдесят два, худая, и меня сначала взяли демонстрировать подростковую одежду. Министр здравоохранения пришел в ужас, когда узнал об этом. Поэтому из секретарей мне пришлось уйти. Ведь в то время манекенщиц воспринимали как девушек легкого поведения.

Потом мне доверили выходить в ослепительных нарядах, мне красили ресницы, губы. В общем, из гадкого утенка я превратилась в принцессу. Признаюсь, мне безумно нравилась эта работа. Когда все манекенщицы выходили на подиум с серьезными лицами, я улыбалась, не могла скрыть своей безмерной радости. Меня потом так и прозвали – «улыбающаяся манекенщица».

Как говорит сама артистка, судьба ее медленно, но верно вела в кино.

– Дом моды как раз находился рядом с киностудией. Когда я возвращалась с очередного показа, меня заметили и предложили сняться в фильме «Незваные гости». Там я была статистом: нужно было сидеть за столиком и разговаривать. Потом подошла девушка и спросила, не хотела бы я сняться в эпизоде. С этого все и началось. Однажды Сергей Герасимов отчислил двух девушек со своего курса и искал замену. В общем, я приехала на прослушивание, что-то читала, а вид у Герасимова был нерадостный. Тогда я поняла, что все плохо, начала читать какой-то грустный монолог и рыдать от того, что моей мечте не суждено сбыться. И вдруг Сергей Аполлинариевич сказал заветные слова: «Хватит. Я тебя беру». Думала, что сердце разорвется от радости, я прыгала в аудитории до потолка.

[:image:]

Будучи студенткой первого курса, Лариса Анатольевна снялась в фильме Станислава Ростоцкого «На семи ветрах», где сыграла главную героиню Светлану Ивашову. Фильм стал лидером проката 1962 года и принес Лужиной небывалый успех.

– Безумно благодарна Герасимову за то, что он устроил меня в этот фильм, – вспоминает народная артистка. – Ростоцкому почему-то не нравилось, как я работаю. Да и понятно, студентка первого курса, еще толком ничего не знала. В общем, Сергей Аполлинариевич потом за меня заступился, мол, Ростоцкий сам виноват. Ведь это он режиссер, скульптор, а я просто глина, из которой нужно лепить. Спустя несколько дней у нас наладились отношения, и съемки пошли в гору.

Фильм получил оглушительный успех и был представлен в Каннах.

– Это была невероятная поездка. Не могла поверить своим глазам, что я во Франции, на самом престижном кинофестивале. Я о таком тогда и мечтать не могла. До сих пор не могу забыть, какое там было изобилие одежды, какие невероятные наряды в магазинах. У нас же была страшная мода тогда, никто и не знал, что одежда может быть яркая и изящная.

Мало кто знает, что поездка в Канны чуть не стала для Лужиной роковой ошибкой.

[:image:]

– Когда мы были на приеме в нашем посольстве, то я с иностранным журналистом станцевала твист. Тогда этот танец считался слишком вульгарным. В общем, Сергей Аполлинариевич мне разрешил пуститься в пляс. Так получилось, что местные фотографы меня запечатлели, и на обложке одного из журналов оказалась я: «Сладкая жизнь советской студентки». Этот журнал увидела министр культуры Екатерина Фурцева, которая решила меня отстранить от поездок на фестивали. Герасимов за меня заступился. Он сумел убедить Фурцеву, что именно по его настоянию я танцевала.

Лужина до сих пор находится под впечатлением от съемок фильма Станислава Говорухина «Вертикаль», ведь именно там она познакомилась с Владимиром Высоцким.

– Я и раньше видела Володю, когда он приезжал к нам в общагу ВГИКа, устраивал посиделки, – рассказывает артистка. – Именно после «Вертикали» мы сдружились. Мы собирались, он приходил с гитарой, устраивал песенные вечера, как оказалось, настолько громко, что соседи постоянно ругались. Володя был невероятным человеком, космосом. Он не щадил себя и ничего не боялся, как будто он не от мира сего. Я до сих пор с особой любовью вспоминаю наши встречи. Несмотря на то, что Сталин говорил, мол, незаменимых людей нет, я считаю, что Высоцкий как раз незаменим. И второго такого внутренне сильного человека не будет никогда.

[:image:]

Мы решили узнать, понравился ли Ларисе Анатольевне фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой».

– Не сказать, что я была воодушевлена этой картиной, – объясняет Лужина. – Все-таки настоящие Володины глаза невозможно сыграть. Иногда было даже страшно смотреть, когда показывали крупный план.

Мы решили узнать, как актриса относится к тому, что в кино и театре сейчас много представителей нетрадиционной сексуальной ориентации.

– Знаете, никак не отношусь. В наше время такого не было. Это и не плохо, и не хорошо. Раз у человека так природой заведено, то ничего не сделаешь – пусть живет таким. Да и какая разница, какого цвета его любовь, если он цепляет за живое своими актерскими работами. Нельзя человеку запретить любить, да и от природы невозможно скрыться.

Оказывается, матери актрисы цыганка нагадала, что у ее дочери будет много мужчин, но она так и останется одна. Не секрет, что Лариса Анатольевна была замужем четыре раза, а встретить одного-единственного так и не удалось.

[:image:]

– Тут ничего предугадать нельзя, – признается актриса. – Любовь бывает разная. Видимо, самую сумасшедшую, от которой бы сносило крышу, встретить не удалось. Но что было, то было. Первый муж – Алексей Чардынин – учился на оператора во ВГИКе. Когда я стала сниматься в Германии, то мы очень редко с ним виделись, из-за чего и разошлись. Вторым был тоже оператор – Валерий Шувалов. Так случилось, что спустя время у меня угасли к нему чувства. Третий муж – артист Владимир Гусаков. Он ушел к другой женщине. А четвертым супругом стал администратор. Так как очень переживала расставание с Владимиром, решила ухватиться за спасительную соломинку, но он оказался не моим человеком.

Когда мы разговаривали с актрисой, к ней пришел сын Павел от второго брака. Он тоже оператор.

– У Паши трое сыновей. Старший заканчивает школу, думает, куда поступать. Ему нравятся точные науки. Да еще армия впереди… Так не хочу, чтобы он туда шел. Самому младшему всего шесть лет. Пока неясно, чем он хочет заниматься. Средний увлекается компьютером. Он, кстати, меня научил выходить в интернет. Обычно захожу в социальную сеть, откуда узнаю о том, что происходит в мире, новости смотрю. Так что я довольно-таки активный пользователь.

[:image:]

Ларису Анатольевну возмущает то, что интернет буквально завален пошлостью.

– На это невозможно смотреть! В интернете не только взрослые, но и дети, которые с удовольствием всё это смотрят. Сейчас еще возникла мода: в школах начали вводить предмет «сексуальное воспитание детей».

Зачем третьекласснику знать, как это все делается, зачем детей развращают с такого возраста?! Считаю, что это надо делать позже, да и природа сама подскажет. Потом только и слышу в разных передачах, что подростки рожают детей: либо отказываются от них, либо оставляют на улице, обрекая на смерть, либо насилуют друг друга. Это ужасно! Скоро весь мир погрязнет в пошлости. Считаю, что цензура все-таки нужна. Скажу одно: мне посчастливилось столкнуться с воспитанной молодежью, которая готова поддержать свою родину и знает, кто такие Пушкин и Высоцкий. Я горжусь нашей молодежью!

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика