Валерия Жарова: Между двух противоборствующих мифов

Обозреватель Sobesednik.ru всем советует посмотреть вышедший в прокат фильм Алексея Федорченко «Ангелы революции»

Фото: «Ангелы революции» // Кадр из фильма

Обозреватель Sobesednik.ru всем советует посмотреть вышедший в прокат фильм Алексея Федорченко «Ангелы революции».

В широком прокате появился фильм Алексея Федорченко «Ангелы революции», отмеченный на «Кинотавре» призом «За лучшую режиссуру» и призом Гильдии киноведов и кинокритиков «Слон».

Несмотря на титр «основано на реальных событиях», на самом деле никакого значения эти реальные события не имеют – сразу же надо иметь в виду, что удивительных фактов, например о казымском восстании, мы не узнаем (а мы разве хотели? нет, серьезно?). Собственно, реальность вообще не имеет значения – хотя почти за каждым эпизодом действительно стоит исторический факт, за персонажем – историческая фигура, но, конечно, это всего лишь основа: Федорченко работает в пространстве мифа. Вернее, двух переплетающихся и противоборствующих: советского революционного мифа и фольклорного северного.

И оказывается, что они не так противоположны друг другу, как могло бы показаться. Во всяком случае, в картине они успешно приведены к общему знаменателю – им равно свойственны жестокость и абсурдность, воспевание смерти, дикая смесь архаики и удивительным образом преломленных ею новых течений, небо, в котором хором поют большевики и ангелы. И авангардное искусство оказывается гораздо ближе к ритуалу (сцена расстрела Расчесок – чем не шаманское действие?). Но главное, что, как бы два эти мира-мифа ни противоборствовали, оба они обречены.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика