21:02, 14 Сентября 2015 Версия для печати

Тайны создания телесаги "Тени исчезают в полдень"

Фильм о маленькой сибирской деревне стал культовым для всей страны
Фильм о маленькой сибирской деревне стал культовым для всей страны
Фото: РИА «Новости»

Режиссер «Тени исчезают в полдень» Владимир Краснопольский рассказал Sobesednik.ru, как снимали легендарную картину.

В 1970-м, 45 лет назад, начались съемки телесаги «Тени исчезают в полдень». Фильм этот, безусловно, пропагандирует советскую власть и коммунизм. Но ведь совсем не из-за этого картина стала одной из самых знаковых лент своего времени.

Фильм родился на лыжне

– Мы с моим братом и коллегой Валерием Усковым любили кататься на лыжах в Подмосковье, – рассказывает Sobesednik.ru режиссер картины Краснопольский. – Однажды по дороге встретили девушку с лыжами в руках, она хромала. Оказалось, подвернула ногу. Мы помогли ей добраться до дома, мама девушки усадила нас пить чай. Вдруг я увидел у них на полочке массивную книгу – «Тени исчезают в полдень», автор Анатолий Иванов. «Это сибирская сага, – сказала хозяйка дома. – Если она вам нужна, могу подарить». И подарила. Дома я стал читать – три дня не мог оторваться. Потом передал Валерию – он прочел, тоже понравилось. Решили экранизировать.

Отсидел 9 лет за анекдот

– Довольно долго искали главного героя, – вспоминает Владимир Аркадьевич. – Однажды по делам приехали в родной Свердловск. Там пошли в театр и на сцене увидели симпатичного парня. Лицо простое, приятное – типичный батрак, который в двадцатые годы мог стать председателем колхоза. После спектакля мы разыскали его за кулисами. Звали его, как вы уже поняли, Петя Вельяминов. Он тогда жил в Перми и там служил в театре, а в Свердловск приехал заменить заболевшего коллегу в спектакле к очередному съезду партии.

Любопытный факт: герой актера в фильме строит новую жизнь, горячо уповает на советскую власть, которая (по сюжету) – смысл жизни и цель. Лубочная картинка! А в реальности при этой самой советской власти Вельяминов 9 лет провел в тюрьме.

«Какой-то политический анекдот рассказал», – говорит Краснопольский.

А отец Вельяминова, потомственный военный, отсидел и вовсе 17 лет. По ложному обвинению в измене Родине.

Петр никогда не учился актерской профессии, но у них в тюрьме был кружок самодеятельности. Из-за отсутствия образования телевизионные начальники не хотели утверждать его на роль. Тогда режиссеры позвали на подмогу автора книги «Тени исчезают в полдень» Анатолия Иванова. Он и отстоял Вельяминова.

В жизни тот был тогда ужасно стеснителен, вспоминает режиссер:

– Мы с ним встретили на киностудии Людмилу Зыкину. Она должна была у нас петь главную песню. Она уже тогда была известной певицей. Но простая, искренняя. «Люда!» – сказала она, протянув руку Вельяминову. А он стушевался и представился так: «Пётя!» (с «ё»). И окончательно покраснел от смущения.

«Пистимея только шепчет-нашептывает»

Пистимею хотела сыграть Людмила Хитяева. Но ее не утвердили. Еще одна претендентка – Татьяна Доронина. Актриса, о непростом характере которой ходят легенды, прочитала сценарий, прибыла на пробы и…

– Она заявила, что видит Пистимею роковой красавицей, – говорит Владимир Краснопольский. – Я объяснял: нет, совсем наоборот, Пистимея ходит изогнувшаяся, слова лишнего не говорит, только шепчет-нашептывает. «Тогда мне неинтересно!» – сказала Татьяна Васильевна. «Ну, как хотите», – развел я руками. Предложил на эту роль актрису из Ленинграда Александру Завьялову – она сыграла изумительно.

Башкирия вместо Сибири

– По сюжету вся история происходит в Сибири, – рассказывает Sobesednik.ru художник-постановщик Николай Маркин. – Но мы в Сибирь решили не ехать. Зимой там слишком холодно, летом одолевают зло­вредные комары и мошкара. Похожую натуру мы нашли в Башкирии. А павильоны – дом Меньшиковых и другие – выстроили на «Мосфильме».

Работы было много. Впервые в советском кино на одной площадке параллельно работали две съемочные бригады. Над одним и тем же фильмом. Одной группой руководил Усков, а второй – Краснопольский.

Владимир Краснопольский
Владимир Краснопольский
Фото: Борис Кремер / Russian Look

– Это было очень грамотное решение, – подчеркивает Николай Александрович Маркин. – Ведь был план, очень четкий: надо снять фильм к такому-то сроку. Да еще платили тогда не за съемочный день, а от выработки – сколько сцен успели снять. Мы успевали всё и вовремя. Хотя картина – грандиозная, целая эпопея, дел очень много, я бегал почти день и ночь, круглые сутки. Но работали вдохновенно, дружно.

Нашатырь для слез

– Съемки вспоминаю с большой теплотой, – говорит Ольга Науменко, она сыграла Варьку – это была одна из первых киноработ совсем молоденькой тогда актрисы. – Мне всё было интересно: бегала и наблюдала. Помню, одна актриса стояла за углом и что-то нюхала. Мне так любопытно, подкралась посмотреть. Оказалось: нюхает нашатырь – ей в кадре предстояло плакать, а слезы не появлялись… Я не умела креститься и постоянно путалась – справа налево или наоборот. В кадре думала не о роли, а о том, как бы опять не ошибиться… После съемок мы проснулись знаменитыми. Меня везде узнавали! Поехала в Баку на другие съемки, а там отправилась на местный рынок. Продавцы кричали вслед: «Варька!» – и пытались бесплатно всучить хурму.

– Я не согласен, что у нас фильм – пропаганда революции и народной власти, – говорит режиссер Краснопольский. – Картина прежде всего о сильных людях. Тем, кто давно не видел эту ленту, советую пересмотреть. Ну а ее успех в 70-е был огромный – улицы пустели, когда показывали по телевизору. Позже, когда мы ездили на сборные концерты деятелей кино, зал аплодировал нам с Валерием стоя. Народный артист Евгений Матвеев нам как-то сказал полушутя: «Больше не поеду с вами! Мне зал так не хлопает!» Правда, Госпремию СССР не дали. Уже почти присудили, даже Михаил Шолохов звонил с поздравлениями. Но накануне подписания документа Стелла Жданова (киноредактор и правая рука председателя Гостелерадио Сергея Лапина) и Джемма Фирсова (режиссер документального кино) закончили картину о министре обороны – друге Брежнева. Найти средства для еще одной премии в сжатые сроки оказалось нереально, и им отдали нашу награду. Правда, нам дали звание заслуженных деятелей искусств.

/После славы

Трагедия Андрея, Натахи и Митьки

Многих из тех, кто снимался в картине, уже нет: Петра Вельяминова, Сергея Яковлева (Устин), Бориса Новикова (Тарас), Валерия Гатаева (Фрол)… Трагически ушла Людмила Давыдова (Натаха) – актриса тяжело болела и покончила с собой. Ее экранный жених Юрий Орлов (Андрей) проводит старость в психоневрологическом интернате.

Тяжело болеют Александра Завьялова и Анатолий Шаляпин, исполнивший роль балагура Митьки. В болезнях не только возраст виноват. Подкосили и жизненные обстоятельства. Например, Завьялову в конце 70-х за роман с американцем страшно давил КГБ – даже поместили в спецлечебницу с якобы психическим заболеванием. Это только в кино торжествовала справедливость…

Анатолий Шаляпин же, как и многие артисты его поколения, в 80-е и 90-е оказался фактически не у дел. Служил в Театре Луны. В 2006-м он перенес инсульт. «Сейчас я уже не артист, а зритель», – не без горечи говорит он.

Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Loading...

Новое на сайте

22:08, 08 Декабря 2016
Sobesednik.ru выяснил, исходя из каких критериев следует выбирать санки для катания детей зимой
»
21:04, 08 Декабря 2016
Как вернуть деньги, ошибочно отправленные на чужой номер, выяснил Sobesednik.ru
»
20:07, 08 Декабря 2016
Sobesednik.ru побывал на открытии ледового катка на Красной площади, которое по традиции прошло шумно и весело
»