Александр Тютин: Моя "гей"-пресс-конференция стала бомбой

Александр Тютин рассказал о последствиях роли гея в кино, секрете семейного счастья и увлечении экстремальным спортом

Фото: Александр Тютин // Валерий Лукьянов / Russian Look

Александр Тютин рассказал о последствиях роли гея в кино, секрете семейного счастья и увлечении экстремальным спортом.

Комендант крепости Штоквиц в историческом сериале «Баязет», начальник разведслужбы в «Звездочете», симпатичный бандит Зондер в фильме «24 часа»... За плечами 52-летнего актера более сотни ролей. Яркий, мужественный, открытый, он привлекает к себе всеобщее внимание. Женщины сходят по нему с ума, но брутальный Тютин – однолюб. В следующем году известный актер отметит со своей женой Ириной Каширской 25-летие совместной жизни. И кажется, что парочка до сих пор влюблена друг в друга.

– Александр Викторович, вы все время на съемках, вас застать дома, наверное, невозможно. В каком проекте заняты сейчас?

– В громком российско-американском комедийном боевике «Максимальный удар», режиссер картины Анджей Бартковяк, который снял «Ромео должен умереть» и Doom. Но для него это особенный проект, ведь раньше он никогда не снимал независимое кино. Актерский состав подобрался международный. Главные роли исполняют голливудский оскароносный актер Эрик Робертс, Том Арнольд, снявшийся в фильме «Правдивая ложь», Дэнни Трехо из «Мачете», Келли Ху из «От колыбели до могилы», Эдди Гриффин из «Очень страшного кино». Роль получил и известный американский комик Альфонсо МакОли. Немало в фильме занято и российских звезд. Александр Невский играет офицера ФСБ, он еще и продюсер проекта; его напарником на съемочной площадке стал Евгений Стычкин. Многие сравнивали актерский дуэт с Арнольдом Шварценеггером и Дэнни ДеВито. В картине также снялись Павел Майков, Максим Виторган, Володя Сычев. Мы в кино – бандиты. Работать было очень интересно, ведь все фразы надо было говорить на английском языке, поэтому с нами был педагог, который помогал с произношением. Фильм выйдет на английском и русском языках, надеюсь, что потом нас пригласят на озвучку. Меня удивило, что голливудские фильмы снимаются так неорганизованно. В том плане, что много переработок. В целом же все отлично!

[:wsame:]

– У вас роль не главная? Часто соглашаетесь на эпизодические?

– Да, причем с удовольствием. Я очень прагматичный в профессии человек. Знаю, что наш брат иногда говорит: «Сниматься в ролях второго плана не буду, берегу себя для Гамлета. Или снимаюсь только в полном метре, или только для федерального канала». У меня таких заморочек нет, мне важна сама роль, персонаж, его характер. Тем более есть немало знаменитых артистов, которые прославились благодаря эпизодам. Фаина Раневская, например, за всю свою творческую жизнь только однажды была главной героиней. Но все помнят работы этой ярчайшей актрисы. Что касается меня, то у меня немного главных ролей, и я считаю правильной фразу: «Не бывает маленьких ролей, бывают маленькие артисты». Я редко отказываюсь от работы. Но иногда случается. Вот, например, был случай. Кино мы отсняли, а потом режиссер решил усилить мою роль. Моего героя должны были жестоко пытать, унижать. Я не суеверный и не боюсь играть смерть, тем более это было неоднократно. Тьфу-тьфу, на всякий случай, – засмеялся актер. – И даже сцена с насилием меня не пугала, но все это было как-то так написано, что меня оттолкнуло. Я не отказался напрямую, но поставил невыгодные условия, обозначив завышенную сумму гонорара.

[:image:]

– А вот от роли гея вы не отказались. И в картине «Белый мавр» Игорь Верник изображал вашего возлюбленного.

– Не отказался и не жалею об этом. Ведь эта неожиданная для меня роль на «Кинотавре» имела эффект разорвавшейся бомбы. И я три дня был знаменитостью. Коллеги по фильму даже немного заревновали, потому что на пресс-конференции журналисты всё внимание уделяли только мне. Хотя роль была не центральная, эпизод небольшой. Что же касается людей с нетрадиционной ориентацией, то я к ним отношусь толерантно. Главное, чтобы это не принимало какие-то дурацкие формы. У меня немало друзей-геев.

[:wsame:]

– После выхода фильма на экран они не принимали вас за своего?

– Нет, что вы. Они умные ребята и поняли, что это шутка режиссера. Но были ободрены, решив, что все будет хорошо. Это был недолгий, но веселый шум вокруг того образа.

– У каждого актера есть творческая мечта. А кого бы хотели сыграть вы?

– Повторюсь, прагматично отношусь к профессии, да и возраст мой не располагает к мечтаниям. Могу сказать, что я должен быть готов к роли, которую мне преподнесет судьба. Но все же желания творческие есть, хотелось бы примерить на себя роль Понтия Пилата в «Мастере и Маргарите». Мне уже довелось в фотопроекте Кати Рождественской воплотиться в этот образ. Там же я был Федором Протасовым, Тевье-молочником.

[:image:]

– А еще вы недавно были Бессмертным Джо в фильме «Безумный Макс: Дорога ярости». Вернее, Джо говорил вашим голосом.

– Да, я люблю озвучку и постоянно совершаю набеги в студию. В последний год примерно раз в месяц меня приглашают. Озвучка – дело непростое, но это нормальная актерская работа. Некоторые звезды рассказывают, как они вживаются в образ. Например, Роберт Де Ниро рассказывал: чтобы сыграть боксера, он окунулся в атмосферу профессионального бокса. Такое глубокое погружение не нужно. Мне для того, чтобы озвучить персонаж, необходимо послушать оригинал. Слух у меня хороший, и я стараюсь сохранить дух оригинала, не сыграть свою роль, а озвучить так, чтобы не ухудшить общего впечатления. И считаю доблестью своей, что, когда озвучиваю кого-то из российских актеров, слышу от их друзей удивленные возгласы: «Как? Это не ты говорил? А мы и не узнали!» Мне приятно, что никто не заметил подмены. Значит, я сделал свою работу хорошо.

[:wsame:]

– Вы с женой Ириной Каширской вместе уже 24 года. А с первой женой общаетесь?

– Да, общаемся, но не больше. Года два назад мы ездили к ней в гости в Канаду. Она тоже иногда приезжает в Москву, и мы встречаемся актерской компанией. Мы же вместе с Татьяной играли в театре «Игроки», время было сложное. 90-е годы, перестройка. И мы, чтобы заработать, отправились гастролировать по Канаде. Правда, это были не обычные гастроли, где организаторы платят деньги, а такая система фестивалей, когда мы переезжали из города в город, показывали спектакль и получали столько, сколько зарабатывали. Выступления были на английском языке, и к нам часто приходили не наши бывшие соотечественники, а местная публика. Сейчас наш тот спектакль «Скотный двор» назвали бы мюзиклом, потому что было много танцев, песен, интерактива со зрителями. Там же, вдали от родины, мы узнали про путч. Конечно, было страшно. Даже думали, куда нам придется возвращаться... Было очень нелегко. И несколько человек из нашей труппы решили остаться в Ванкувере, в том числе Рауль Ганиев и моя жена Татьяна. Рауль потом снимался в эпизодах, ведь в Ванкувере большой филиал Голливуда. Но пять лет назад он вернулся в Россию и теперь с нуля начинает свой путь в кино. У Тани актерская профессия тоже не сложилась, она вышла замуж за украинского канадца и, как многие иммигранты, стала заниматься всем, чем придется. У нее было ателье по подгонке дорогой одежды, потом они хотели открыть бизнес по антиквариату и строительству. И вроде у нее всё есть. Однако я часто замечаю, что многие иммигранты похожи на фальшивые елочные игрушки. Знаете такой анекдот?

– Вчера в магазинах появились фальшивые елочные игрушки. – Они не ядовитые? – Нет. – Бьются? – Нет. – Не блестят? – Блестят. – А почему фальшивые? – Радости в них нет.

[:image:]

Так и у них: есть дом, работа, машина, достаток, а радости нет. И это самое неприятное, понимаешь, что не в деньгах и материальных благах счастье.

[:wsame:]

– А у вас с женой, видимо, радость во всем, раз вы уже почти четверть века вместе живете и работаете. Расскажите, как вы встретили Ирину Каширскую?

– В том же театре она была ассистентом режиссера. Не очень приятная должность: гонять артистов за опоздание и т.д. У нас были обыкновенные деловые отношения. А во время трехмесячных канадских гастролей вспыхнул роман. Потом были проблемы с жильем и у нее, и у меня. Стали жить вместе и до сих пор неразлучны.

– Вы переживаете, что у вас нет детей? Сейчас бы хотели стать родителями?

– Знаете, рожать надо, пока молодые, глупые, не думаете о том, какая это ответственность. Мы сначала хотели встать на ноги, состояться в профессии, иметь что-то за душой. Актеров же отвлекают от серьезной жизни съемки, репетиции, переезды. В свое время мы даже мечтали усыновить ребенка, но потом передумали. Что же делать? Не судьба. Хотя у меня есть сын – актер Антон Шевцов. Когда он учился в театральном, то мы с ним снимались в одном проекте. Молодой актер просил меня помочь ему советом, я не отказывал. А потом Антон стал называть меня «батей», а я его «сыной». Так и пошло. Сейчас ему уже 30 лет, он женился, у него родился сын. Может быть, он бы меня и в крестные отцы взял, но только я некрещеный. Хотя Антон давно хотел меня окрестить. Я же понимаю, что не готов к этому. Не созрел. Несмотря на возраст, я к этому еще не пришел, у меня еще нет сильного зова сердца. А формально повесить крестик на шею и креститься я не хочу.

[:image:]

Еще у меня есть любимые племянницы – Настя, которая поступила на оператора во ВГИК, и Анечка. Это дочки моего родного брата Сергея. Он человек очень творческий, у него есть несколько филиалов его киношколы по России. Он снимает программы о поэтах, художниках для канала «Культура». Еще у него есть электронный кинотеатр, где можно посмотреть классическое кино. Но это не значит, что он богатый человек. Я не могу сказать, что мы с ним уж очень дружим семьями. Так, встречаемся, общаемся, я девочкам из поездок иногда привожу подарочки – украшения, сувениры, магнитики, зонтики. Но после смерти мамы в 2013 году мы с Сережей как-то сблизились. Мама при жизни постоянно старалась нас сплотить. И сейчас, после ухода в мир иной, продолжает это делать. Я до сих пор переживаю эту потерю, мы не сразу оправились от удара. Ведь маме было 77 лет, она, конечно, не была самым здоровым человеком. Но она не болела особо, поэтому ее уход подкосил нас. Он был очень неожиданным, как для нас, так и для нее. В свое время мама перенесла сложную операцию, но все зажило успешно. А тут – раз! – и кишечный инфаркт. Да, мы думали, что бывает только сердечный, но есть еще и другие разновидности – кишечный, легочный. Очень коварные заболевания, которые сложно распознать на ранней стадии, а потом медицина почти бессильна. Наша мама всегда хотела, чтобы мы с братом чаще виделись, и сейчас мы с Сергеем стали ближе, встречаемся, вспоминаем ее. Даже после смерти мама объединяет нас.

[:wsame:]

– Александр Викторович, у вас сейчас выдался небольшой отпуск и вы отправляетесь отдыхать в Болгарию?

– Да, у нас там есть квартирка. Она небольшая и уютная, находится не на первой береговой линии, а на нулевой. Можно из окошка камушек бросить и попасть в море. Очень там красивая природа. Тишина и покой. Мы с Ириной летом приезжаем, Ира там отдыхает, а я езжу на работу то в Москву, то в Минск.

[:image:]

– Из Болгарии на работу?

– Ну да. А что, 2,5 часа на самолете. Другие на дачу дольше добираются. Так что все нормально. Тем более нам с женой так удобнее.

– Александр Викторович, поделитесь секретом семейного благополучия.

– Я думаю, умение прощать. Я не буду обманывать, что у нас с Ириной все безоблачно. Мы и ссоримся. И миримся. Но даже при самом крупном конфликте я понимаю, что никуда мы с ней друг от друга не денемся в хорошем смысле. Потому что мы нашли свои половинки. Я в этом плане мистик, судьба свела нас, и нам хорошо вместе.

[:wsame:]

– Вы в прекрасной физической форме. Часто занимаетесь спортом?

– Нет, но спасибо маме и папе, что у меня такая природа. Впрочем, похудеть немного нужно. Я не фанат спорта, но хожу в фитнес-клуб, чтобы чуть лишнего таланта убрать. Я легко выполняю физические упражнения, быстро осваиваю все новое и хорошо переношу нагрузки. Моя профессия только провоцирует на это, ведь благодаря кино я впервые сел на коня. Научился прыгать с высоты и даже бросаться за борт корабля.

– Вот те раз, у каскадеров хлеб отнимаете?

– Конечно, нет. На рожон я не лезу. Что могу выполнить – стараюсь, а если каскадеры говорят, что сделают это сами, я не настаиваю. Но если меня научат, например, как из горящей избы выскочить в языках пламени, то я попробую. Почему бы и нет?

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика