Глава "Росгосцирка": Премия для Олега Попова – лучшая в мире
Премия, учрежденная Росгосцирком при поддержке Минкульта РФ, станет уникальной в своём роде наградой цирковых артистов
Премия, учрежденная Росгосцирком при поддержке Минкульта РФ, станет уникальной в своём роде наградой цирковых артистов.
30 июня в Сочинском государственном цирке состоялась церемония вручения первой ежегодной профессиональной премии в области циркового искусства «Мастер». Эту премию учредил «Росгосцирк» при поддержке Министерства культуры. Специальную награду в номинации «Легенда цирка» получил легендарный клоун, народный артист СССР, 84-летний Олег Попов, который ради этого (и не только, как узнал «Собеседник.ру»), прилетел впервые за 24 года в Россию.
Накануне церемонии наше издание поинтересовалось у генерального директора «Росгосцирка» Вадима Гаглоева, что это за премия такая и зачем она нужна. Неужели мало в мире придумано цирковых наград? Оказалось, их вообще не было! Совсем! Никаких!
— До сих пор международной профессиональной премии [для цирковых артистов] не было, — заверил в интервью «Собеседник.ру» Вадим Гаглоев. — Это первая премия в мире за всю историю цирка. В мире есть много фестивалей разного уровня. Есть очень хорошие. Но логистика нашей премии отличается от логистики проведения фестивалей.
[:image:]
— Чем же? Вот в Москве несколько лет назад был фестиваль, на котором соревновались цирковые артисты, и им вручали премию в духе «лучший в своем жанре».
— В Москве есть два фестиваля на сегодняшний день. Это фестиваль «Идол», который проводят Аскольд и Эдгард Запашные в Большом цирке на Вернадского, и Фестиваль на Цветном. Они очень близко по времени друг от друга проходят. Цирк на Цветном тоже проводит международный фестиваль, но у него уклон такой молодежный. Там традиционно много молодежи. У каждого фестиваля свое лицо. У китайцев традиционно акробатические фестивали проходят, у нас — больше артистические. Важно, что во время фестиваля, где бы он ни проходил — в Афинах, Монте-Карло, — побеждают артисты, номера. Мы выбираем артистов, и у нас есть первое, второе и третье места. Золото, серебро и бронза. Еще иногда бывает Гран-при. Кроме того, организаторы часто приглашают те или иные номера к себе на фестиваль. Мы не приглашаем никого, мы подводим итоги года. Но артисты, композиторы работают в течение года с июня по июнь. Это их жизнь, они не просто работают какой-то номер. Они живут в мире цирка, развивают его. Это все учитывается. У нас в номинациях не только артисты. Это не соревнование, это оценка работы за год. У нас нет мест, у нас один приз. По итогам зрительского голосования в финал вышли пять номинантов в каждой из 12 категорий. А профессиональный экспертный совет выберет одного тайным голосованием. Будет только один победитель — тот, кто получит эту статуэтку и станет Мастером цирка.
[:wsame:]
— И это может быть кто угодно, артист любого жанра, акробат или гимнаст? То есть это премия не одному артисту, а коллективу?
— Вот смотрите: у нас есть аттракцион года, цирковой номер года, шоу года — это коллектив. Артист года — это артист года, артистка года — это артистка, мы их даже разделили. На фестивале не оценивается работа отдельно. Как можно сравнить работу акробата и работу дрессировщика?
— Никак.
— Но тем не менее на фестивале кто-то из них побеждает. А мы выделили отдельно — и клоун года, и дрессировщик года. В будущем мы, наверное, количество номинаций увеличим. Сегодня в цирковом шоу задействовано очень много профессионалов. Половина наших номинаций направлена на стимулирование развития цирковых шоу. Это одна из задач, да и проблем всего мирового циркового сообщества — создание новых цирковых шоу как единого представления, спектакля, созданного на одном сюжете. Драматическое произведение, рассказанное языком цирка. Нам очень важно было стимулировать развитие именно этого направления.
— А цирк года — такой номинации нет?
— Цирк — это коллективы. Сочинский цирк — это здание, здесь нет собственной труппы. Труппа — это труппа Госцирка, которая проезжает по городам.
[:wsame:]