Татьяна Конюхова: Знаменитую роль Гурченко отдала сама

Татьяна Конюхова поведала, как в детстве проучила отца, заперлась дома после смерти мужа и отдала роль Людмиле Гурченко

Фото: Татьяна Конюхова // Борис Кремер / Russian Look

Татьяна Конюхова поведала, как в детстве проучила отца, заперлась дома после смерти мужа и отдала роль Людмиле Гурченко.

Соня Орлова из картины «Разные судьбы», Ганна из фильма «Майская ночь, или Утопленница», Химка из «Женитьбы Бальзаминова», Ольга Теодоровна из «Принцессы и нищенки» и еще более 60 ролей в фильмах... Яркая, остроумная, веселая и жизнерадостная Татьяна Георгиевна и в свои 83 года прекрасно выглядит и охотно делится мастерством со студентами Московского государственного университета культуры и искусств.

Татьяна Георгиевна, ваши родители хотели, чтобы вы стали актрисой?

– Нет, они были против! Мое детство началось в Узбекистане, где папа работал директором завода. Он был человек сильный, энергичный, и его все время посылали поднимать какие-то предприятия. Он выведет его на хороший уровень, ему звездочку на погоне прибавят и повыше, повыше направят.

[:image:]

Поэтому мой папочка объездил полстраны, ну и мы с ним. Из Ташкента мы переехали в Клайпеду, но только я начала осваивать литовский язык, как отца перевели в город Лиепая, это уже была Латвия. Я училась в восьмом классе, и тут у меня проявились мои вокальные данные. Я начала петь соло, и в комиссионном магазине, где можно было раздобыть что угодно, папа купил мне небольшое, очень симпатичное пианино, не клавесин, а именно пианино! Я этим очень гордилась. И стала на этом музыкальном инструменте тренькать. А папа говорит: «О, доца, у тебя что-то получается!» Он даже хотел научить меня играть на гитаре, но тут я сплоховала. У меня кожа от природы очень тонкая, а струны на гитаре очень крепкие, и нажимать на них подушечками пальцев было очень больно. Папа был суров, я старалась, терпя боль. После первого же нашего занятия у меня на кончиках пальцев появились волдыри. Мама раскричалась, я расплакалась, а папа сказал: «Да делайте что хотите! Это ваше дело». И с игрой на гитаре было покончено, но зато я точно знала, что хочу выступать на сцене. И после окончания школы я собралась в актрисы, родители были против. А мама свою точку зрения на этот счет высказала очень своеобразно. Она намотала на свой кулак мои две роскошные косы, подтащила меня к зеркалу, ткнула и сказала: «Посмотри! Куда ты в калашный ряд! На кого ты похожа!»

[:wsame:]

Меня никто не считал красавицей, никогда. (Актриса не считала себя красивой, но трижды побывала замужем, первый ее супруг – Валерий Карен – был студентом киноведческого факультета ВГИКа, второй – Борис Венгеровский – звукорежиссером, третий – четырехкратный чемпион СССР по метанию копья Владимир Кузнецов. – Ред.) Хотя, конечно, поклонники у меня уже появились в школе. И во мне что-то зашевелилось, защелкало, кто-то мне уже нравился. Когда я училась в десятом классе, папу опять переводили в другой город, и я сказала: «Я остаюсь!» А после школы поехала в Москву и поступила во ВГИК. Сразу, хотя на курс Василия Васильевича Ванина набирали всего 15 человек, а было более 800 претендентов.

[:image:]

И вот когда прошла все туры и остался только последний, я зашла в туалет, у меня из маминого ридикюля выскользнуло маленькое зеркальце и разбилось о пол вдребезги. Я посмотрела на осколки и подумала: «Хана, никуда тебя не примут!» Но все равно пошла в аудиторию, перед приемной комиссией читала «Во глубине сибирских руд» Александра Пушкина, декламировала очень искренне, я была патриотичная такая девочка, хотя в нашей семье воспитательных бесед о любви к Родине, верности стране не велось. Но мне всегда говорили: «Надо быть честной, хорошей и много трудиться!» Мама добавляла: «Надо мыться, чтобы от тебя никогда козой не пахло!» Отец научил меня после душа обливаться холодной водой. Но несмотря на жесткие требования родителей, меня никогда не заставляли что-то делать и никогда не говорили: ты должна сделать то-то, и никаких разговоров. Правда, был у нас один случай. Папа сказал что-то сделать, а я была в противоречивом таком возрасте, что ответила: «Не сделаю! Не хочу!» Он ответил: «Хорошо, но тогда ты не пойдешь с друзьями встречать Новый год до 12 часов». Я, конечно, все сделала и вечером стала собираться, а он и спрашивает: «А ты куда? Я вижу, что ты все сделала. Но ты сделала это не от души, а преодолев себя. С неохотой. А теперь мне неохота тебя отпускать!» Я осталась, но и ему настроение подпортила. Ведь, когда к нам приходили гости, я обычно тренькала на пианино, пела, читала стихи. Родители демонстрировали мои таланты, а мне было в охотку развлечь присутствующих. Вот и в тот Новый год – все выпили, закусили, и я должна была по традиции выступать вторым отделением. Папа приоткрыл дверь и пригласил меня, я кукиша, конечно, не показала, но повернулась к нему: «А я не хочу выступать!»

[:wsame:]

Родители знали мой характер: сказала, что поеду в Москву – и поехала, хотела поступить – и поступила. Правда, во ВГИК взяли не 15, а 18 студентов. Наш руководитель был большой театральный актер, ведь он в свое время должен был играть Чапаева, а Бориса Бабочкина прочили на роль Петьки. Но наш Василий Васильевич поспорил с режиссерами, и братья Васильевы поняли, что он крепкий орешек, его просто так не разгрызешь. А они уже были маститыми профессионалами, они были не родственниками, а однофамильцами, но для эффектности стали зваться братьями. Вот Василий Васильевич с ними не сработался и роль потерял. А ведь он был очень талантливым человеком!

[:image:]

– Татьяна Георгиевна, вы снялись более чем в 60 фильмах. Но многие вас помнят по маленькому эпизоду в фильме «Москва слезам не верит», где вы сыграли себя.

– Да, этот фильм стал моим брендом. Другие мои фильмы немного подзабыты, а когда показывают этот крохотный момент, где героиня Муравьевой говорит: «Конюхова! Обожаю!», меня встречают шквалом аплодисментов, все так радуются, как будто обо мне целый фильм показали! Моим студентам очень нравится, что я, оказывается, такая знаменитая в своих кругах. Я же преподаю и как художественный руководитель выпустила два курса. Я так устала, что решила уйти, но на кафедре меня стали уговаривать остаться, и я поставила ультиматум, что останусь, если не буду брать художественное руководство. Другой человек стал худруком, набрал 38 человек, и я с ними занимаюсь. Я великолепно работаю с людьми и ненавижу писать всякие бумажки, отчеты, учебные планы. Я импровизирую как актриса и даю те знания, что получила и накопила сама. Я очень люблю своих ребят, они меня тоже, целуют, зацеловывают, а когда я заболеваю, то обрывают мне телефон. Они бы, может, ко мне и в гости пришли, но им некогда: с утра до обеда у них идут общеобразовательные предметы, а дальше они должны что-то приготовить по учебной части.

[:wsame:]

– Вы в ком-то из ваших учеников видите будущих великих артистов?

– У меня какой-то удивительный глаз как на себя, так и на других. Я распознаю таланты. И так было всегда. Однажды меня пригласили на роль, я прочла сценарий и сказала: «Чего вы ищете, чего ломаете дрова? Вот Люся Гурченко!» И Люся сыграла эту роль в «Карнавальной ночи», которая сделала ее знаменитой.

– Вы отдали такую роль?

– Ну что значит – отдала? Я просто отказалась. Хотя я тоже плясала, пела, но видела, что это не мой материал и что Люсе эта роль больше подойдет. У меня было какое-то чутье, что именно она попадет в точку, передаст атмосферу. Я Скорпион, а представители этого знака – самоеды. И во мне сидит очень большой контролер, который постоянно смотрит на меня и на мое поведение со стороны.

[:image:]

– А вы в творческом плане не жадина.

– Потому что мне важно, чтобы результат вышел отличным. И пусть это будет хороший фильм, даже если я в нем не сыграю. Просто Люся, мне кажется, больше подходила. Впрочем, это не один раз было. Я и в другие разы предлагала каких-то артистов.

Однажды я прочла пьесу «В поисках радости», которую написал величайший драматург своего времени Виктор Сергеевич Розов, я видела этот спектакль на сцене. Я влюбилась в эту пьесу. И вдруг режиссер Михаил Константинович Калатозов приглашает меня на переговоры, потому что он уже начал работать над этим материалом и даже утвердил актрису, но что-то у них не сложилось. Ее попросили подыграть партнеру-чужестранцу, а она закапризничала, или у нее что-то не получалось, что-то она себя плохо чувствовала. И Калатозов, увидев это, сказал: «Убрать немедленно! Что это она делает? Она должна помочь партнеру! Это же кинопробы!», и забегал весь «Мосфильм», стали искать новую актрису. Михаил Константинович тоже нервничал, он вышел в коридор, а тут я мимо пробегала. С улыбкой поздоровалась и побежала дальше, а он меня вспомнил. У меня была чудесная кинопроба, но сама съемка была неудачной, меня плохо сняли. Когда Калатозов смотрел эти пробы, то сказал: «Какая хорошая актриса, но некрасивая!» На худсовете посмотрели пленку и удивились: «Что это Танечку так изуродовали, она же на себя не похожа!» Но Михаил Константинович признался, что уже нашел другую героиню. Мне эту историю рассказывала одна знакомая, она очень хотела посмотреть на мою реакцию и выражение лица. Женщина мне тогда сказала: «Тебя не утвердили, потому что ты некрасивая!» А я всплеснула руками и засмеялась. Я обрадовалась, что наконец-то кончилось то время, когда даже моя близкая подруга Майечка Булгакова со страдальческой нотой по отношению к себе говорила: «Но она же краси-и-и-и-и-ивая, поэтому снимается то в одной, то в другой картине». А тут мне сказали, что я некрасивая, и я была счастлива. Значит, меня снимают в кино из-за таланта, а не из-за красоты. Освободилась я от бремени красоты.

[:image:]

– Вы все время выглядите так, словно никогда не стояли у плиты. У вас есть помощница по дому?

– Мама еще в детстве услышала мое желание быть самостоятельной и научила меня всему. Я все умею делать по дому, что должна делать женщина. Однажды к нам в гости на празднование 45-летия моего мужа должны были прийти 30 человек, я была в отъезде, и мой супруг Володя сказал: «Если Таня не приедет, то я вас всех приглашаю в Дом кино». Но я приехала и за сутки накрыла огромный стол, собственноручно. Праздник получился очень хорошим. Да... Володе было 45 лет тогда, а через десять лет он ушел из жизни, вот и все. Знаете, он мне после смерти всего один раз приснился и был мною очень недоволен. Я во сне на него очень обиделась, рассердилась! А проснувшись, поняла, что он недоволен тем, что я три года не выхожу в свет, нигде не появляюсь, сижу, забившись в свое гнездо. Ходила только на работу, выходила на сцену, а потом опять запиралась дома. Это был тяжелый 1992 год.

[:wsame:]

– Татьяна Георгиевна, вы состоялись в профессии и при этом успели завести семью, ребенка. Расскажите о своем сыне.

– Сереже уже 54 года, он солидный сотрудник МИДа, он сам выбрал этот путь. Хотя у него есть актерский талант, он и сейчас хорошо пишет. Но он лентяй и не хочет писать. Я его заставляю, потому что у него прекрасная речь, отличный вкус. Еще в детстве он перечитал всю литературную классику. А книги «12 стульев» и «Золотой теленок» зачитал до дыр, в лохмотья. Он просто шпарил их наизусть. Однажды какая-то бабуля сказала мне: «Боже мой, какой начитанный мальчик. Он цитирует Ильфа и Петрова». Но Сергей не стал актером, женился на спортсменке, моя невестка была мастером спорта по синхронному плаванию. И когда у них родилась дочка, то Олечка тоже пошла по мамочкиному пути. Стала синхронисткой и тоже заработала мастера спорта. Но это потом, а когда она была маленькой, я ее втолкнула в детский садик, в котором были американцы-мормоны. Они приехали сюда по обмену, их расселили по квартирам. Одна из них жила у меня в квартире, и через полгода моя Олечка залопотала на английском языке. Причем она говорила с их акцентом, она так точно копировала их речь, что мы ухохатывались. У нее великолепный талант, когда она училась, то посещала театральную студию, где ей давали все главные роли. Увидев это, я говорю Олечке: «Ну что, пойдем в артистки?» А она ответила: «Бабуля, нам в семье достаточно одной актрисы».Она прекрасно владеет английским, испанским и французским языками, она работала в протокольном отделе.

[:image:]

А потом встретила свою любовь, вышла замуж и укатила в Индию. Он прекрасный молодой человек из хорошей семьи. Олечке не пришлось учить индийский язык, потому что вся его родня говорит на английском. Они вообще европеизированные, так что моя внучка не носит сари, а ходит в обычной одежде. Поженились они не так давно в Индии, вот приедут зарегистрированные – и мы, наверное, тут свадьбу устроим. Я не вмешиваюсь в личную жизнь сына и внучки – как в мою жизнь не вмешивались мои родители, так и я не лезу. Оле 27 лет, она взрослый самостоятельный человек. Я сделала все, чтобы у них была комфортная жизнь – когда муж умер, я им все-все отдала. А сама переехала в квартиру, которую мы построили для молодоженов. Мне самой это уже не нужно. Я вам так скажу: туда ничего с собой не возьмешь, туда только душа улетит.

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика