Сценарист "Оттепели": Режиссер писал мне "дерьмо", "без яиц"

Сценарист сериала Тодоровского «Оттепель» рассказала, как пришла в профессию и какие издержки тяжкой работы ее закалили

Фото: Валерий имел свое представление о героях "Оттепели", из-за чего сценаристка глотала сопли // кадр из сериала "Оттепель"

Сценарист сериала Тодоровского «Оттепель» рассказала, как пришла в профессию и какие издержки тяжкой работы ее закалили.

[:rsame:]

Мало кто знает, что успешный сериал Валерия Тодоровского «Оттепель» написала сценарист Алёна Званцова. Также она автор таких звучных проектов, как «Линии судьбы», «Я остаюсь», «Ваша честь», «Молодой Волкодав» и многих других, а права на ее «Небесный суд» с Хабенским и Пореченковым в главных ролях купили американцы и собираются снять кальку.

В большинстве картин Алёна выступила не только как сценарист, но и как режиссер. Трудно поверить, что долгое время Алёна была обычной домохозяйкой – женой и мамой...

«Писал на полях «дерьмо» и «без яиц»

– Алёна, и как домохозяйка попала в кино?

– Моему мужу Дмитрию Константинову (режиссер и сценарист, автор сериала «Чудотворец». – Ред.) в 90-е друзья предложили писать бульварные романчики. Однако интересные заявки мужа издательство не оценило, им нужно было что-то более простое. И тогда взялась попробовать я. И, ко всеобщему удивлению, издательство заключило договор именно со мной.

[:image:]

Я написала десяток дамских книжек и детективов под разными псевдонимами, пока однажды мое произведение не попало в руки режиссеру Юрию Беленькому. В 1998-м муж привлек меня к совместной сценарной работе над сериалом «Простые истины». Ох и натерпелись мы от Юрия Михайловича! Он безжалостно кромсал наши творения, оставляя на полях довольно жесткие комментарии, типа «го...но», «дерьмо», «без яиц». Но зато он вогнал нам с Димой в подкорку, как нужно строить сюжет. Спасибо ему!

[:rsame:]

– Сложно ли было сотрудничать с Тодоровским?

– «Оттепель» – тяжелая работа. К началу написания сценария событийно она не была выстроена с начала до конца, мы меняли сюжет по ходу действия. Валерий Петрович мог сказать: «Нет, этот герой так не поступит!» Поэтому приходилось, глотая сопли, многократно переписывать. Потом я кричала: «Я больше не могу!» и просила отпустить меня на волю. Муж «подхватывал упавшее знамя», снова переписывал несколько раз. И так 12 серий... Конечно, я утрирую: были сюжеты, которые нравились сразу и проходили довольно легко.

– Тем не менее грядет второй сезон «Оттепели»...

– Не скоро. Пока Тодоровский снимает полный метр про балет, я в это время попробую написать пилот второго сезона «Оттепели», мы проговорили с Валерием Петровичем, какие там будут события, линии героев...

[:image:]

«Супругам не стоит работать вместе»

– Как вам удается работать вместе с мужем и при этом сохранять мир в семье в течение уже 20 лет?

[:rsame:]

– Вначале не было вариантов, есть супруги – в четыре руки они быстро напишут. Потом поняли, что лучше творить по отдельности. Работая над лентой «Доктор Тырса», мы строго поделили количество серий и на площадке даже не пересекались. Мы сообща писали только «Оттепель», так как такой проект трудно потянуть одному. Но я глубоко убеждена, что супругам не стоит работать вместе – с близким человеком выражений особо не выбираешь и можно испортить отношения.

– Вы не ограничились сценарным ремеслом, пошли дальше – в режиссуру. Зачем?

– Посмотрев несколько ужасных фильмов, снятых по нашим с Димой сценариям, мы от отчаяния решили сами снимать кино. По пальцам могу пересчитать режиссеров, кому я с легкостью могла бы доверить свой проект. Из тех, с кем уже работала, это, безусловно, Валерий Тодоровский, Дмитрий Месхиев, Елена Цыплакова, Юрий Мороз...

[:image:]

[:rsame:]

– Чему главному вас научила мастер Алла Сурикова на Высших режиссерских курсах?

– Алла Ильинична – не только замечательный педагог, но еще и практичная женщина. При нашей первой встрече на ВКСР она спросила: «Что самое главное на площадке?» Было много разных версий, но правильного ответа не прозвучало. Оказалось, главное – организовать на съемочной площадке... туалет. Иначе группа будет бегать за кусты, вы будете терять время. Но это, конечно, шутка.

– Алёна, в ваших картинах снимаются такие звезды, как Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Евгений Миронов, Константин Лавроненко, Ингеборга Дапкунайте и другие. Легко ли их привлекать?

– Если им интересен материал, они соглашаются. Конечно, актерам «категории А» важно, кто будет снимать. Когда я приглашала артистов на первый «Небесный суд» пять лет назад, они шли на большой риск, так как не знали, чего от меня ожидать. На «Небесный суд. Продолжение» все уже соглашались довольно охотно, и на съемочной площадке царила атмосфера капустника.

[:wsame:]

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика