Автор ЖЗЛ о Любови Орловой разнёс в пух и прах сериал о ней

Писатель Александр Хорт по просьбе «Собеседника» дал свою рецензию на сериал «Первого канала» «Орлова и Александров»

Фото: «Орлова и Александров» // kinopoisk.ru

Писатель Александр Хорт по просьбе «Собеседника» дал свою рецензию на сериал «Первого канала» «Орлова и Александров».

Автор, тщательно исследовавший жизнь и творчество звезды советского кино в книге из цикла «ЖЗЛ», остался недоволен киноверсией биографии Любови Орловой:

[:rsame:]

— Ещё не начался показ, а сердце-вещун уже предчувствовало недоброе. Из рекламной трескотни, скудного интернетовского пайка и аннотаций телепрограмм доносилась поступь приближающегося лакокрасочного зрелища с большим количеством событий, которых даже теоретически не могло существовать в природе. Не могло, однако благодаря авторам, манипулирующим датами с ловкостью напёрсточников, они показаны и очень даже подробно. Иные же, если и были, происходили на десятки лет раньше или позже. Впечатление, что сценаристы двойного квазибайопика даже бравируют своей неряшливостью. Однако после некоторых эпизодов впечатление это рассеивается: нет, не бравируют, просто они плохо знакомы с фактами, про которые стремятся поведать зрителям.

На какие-то детали можно закрыть глаза. Ну не висели в середине 1920-х в городе лозунги про пятилетки! Тогда такой хозяйственной категории и в помине не было. Не держали Орловы корову в Москве — сёстры Нонна и Люба возили молоко на поезде из Воскресенского уезда, где семья тогда жила. Не мог в то же время Б. З. Шумяцкий влиять на кинопроцесс, поскольку тогда он был советским послом в Иране, потом перешёл на хозяйственную работу, а председателем «Союзкино» его назначат лишь в 1930-м. Ставши же начальником, не мог он мурлыкать себе под нос «Марш энтузиастов», который будет написан шесть лет спустя...

Все нелепости сериала можно перечислять до морковкина заговенья. Авторы сценария, словно старые бабки, собрали все сплетни и перенесли их на экран. Встречаются такие ошибки, которые всё ставят с ног на голову.

[:same:]

С первым мужем Орловой, бедолагой Берзиным, постоянно происходят какие-то чудеса. Сценаристы сериала плохо представляют его биографию и вкладывают в уста персонажа слова, от которых попахивает хлестаковщиной. Знакомясь с Любочкой, он представляется замнаркомом Наркомзема. Заместителем наркома Берзин не был ни до ни после, работал заместителем начальника административно-финансового управления. Зрители могут подумать, будто Андрей Каспарович просто морочит голову доверчивой девушке, набивает себе цену. Потом он провожает Орлову на окраину Москвы, где та никогда не жила. В 1926 году он присутствует на похоронах её отца, скончавшегося в 1938-м!

Даже будучи пассивным персонажем, субъектом обсуждения, Берзин выступает в своём репертуаре. Вот, например, личное знакомство Орловой и Сталина. Это произошло на правительственном приёме, посвящённом 15-летию советского кино, то есть в январе 1935 года. Кичащийся перед красавицей-артисткой своим безграничным могуществом Иосиф Виссарионович спрашивает Орлову, есть ли у той какое-либо заветное желание — он готов выполнить любое. Любовь Петровна несколько неожиданно отвечает, что хотела бы узнать о судьбе своего первого мужа. Сталин тут же приказывает разобраться. Через несколько дней Орлову вызывают на Лубянку, где некий офицер сообщает ей, что Берзин находится в колонии в Восточно-Казахстанской области...

[:image:]

Видимо, сценаристы хотели здесь тонко подчеркнуть, что в стране зрела оппозиция, что сталинские оппоненты плевать хотели на распоряжения вождя, не боялись, что за халтурную работу он их сотрёт в порошок. Иначе бы чекисты не били баклуши, а легко узнали, что после окончания срока трёхлетней ссылки Берзин год как вернулся в Москву, живёт возле Покровских ворот, в Казарменном переулке, дом 8а, квартира 22, и по-прежнему работает в Наркомземе, правда, в скромной должности консультанта сектора финансирования…

[:rsame:]

Помимо всего прочего, к неудаче сериала привело то, что авторы не определились с жанром. Что это — драма на тему «Художник и власть» или биографическое произведение? Или вообще мюзикл? Ведь персонажи поют и пляшут по каждому поводу и вообще без повода. А телефонный дуэт Орловой и Сталина наверняка войдёт во все учебники по киноискусству — это ж надо такое выдумать! (Их очные диалоги тоже, конечно, не подарок. Оставшись наедине с актрисой, вождь томно таращится на неё и без конца повторяет: «Красивая ты, красивая ты…» Так и ждёшь, что артистка ответит ему с мордюковской интонацией: «Хороший ты мужик, Иосиф Виссарионович. Но не орёл».)

Несмотря на то, что в 11-й серии есть трагические эпизоды, связанные с репрессиями, всё же авторы делали крен в сторону развлекательной картины. Поэтому их персонажи сплошь и рядом забавны. Забавен лысый Горький; забавен Сталин (и сапоги у него смешные); забавен немолодой молодой Утёсов с соломенными волосами; забавен сохнущий от любви Немирович-Данченко, которого играет Ихтиандр, то бишь Владимир Коренев. Вообще-то за Орловой ухаживал сын режиссёра, её коллега по Музыкальному театру. Но тут сценаристы не виноваты — фамилии одинаковые, спутать немудрено.

[:same:]

Ещё одну локальную задачу поставили перед собой авторы: опровергнуть гринуэевские инсинуации по поводу, простите за невольную рифму, ориентации Григория Васильевича. Для этого Александрова нагрузили таким количеством интрижек, что непонятно, когда режиссёр успевал снимать фильмы.

Несмотря на экзотические трактовки образов исторических персонажей, существенных претензий к артистам нет. Они-то как раз спасают этот «пир духа», делают картину «смотрибельной». Все мастерски выполнили режиссёрские задания. Особенно хороши Ольга Павловец (первая жена Александрова), Алексей Вертков (Эрдман) и весьма деликатно исполнивший роль Шумяцкого Борис Хвошнянский. Александров, мне думается, был более сдержанным человеком, чем тот, которого показал Анатолий Белый. Олеся Судзиловская большого протеста не вызывает. Она миловидная, у неё обаятельная улыбка. Внешне она даже немножко похожа на Орлову. Особенно издали...

[:image:]

Надо признать со всей большевистской прямотой, что ближе к финалу сериал катастрофически скучнеет. Видимо, авторы и сами почувствовали это и пытались ввести юмористическую инъекцию — две якобы весёлые сценки: как Александров мотивировал свой отказ вступить в партию недержанием мочи и как он же пошёл в ресторан с дурочкой из массовки. От такого искромётного юмора удавиться можно. Под занавес же сериал сбивается на чудовищную скороговорку. Началась война. Александров снимает в Москве выпуск «Боевого киносборника», Орлова и Утёсов дают концерт на фронте, и... всё, война окончилась. Бери шинель, пошли домой! Нет ни эвакуации в Алма-Ату, ни конфликта звёздной пары с другими обосновавшимися там коллегами, ни вынужденного переезда в Баку, ни съёмок фильма «Одна семья» с Орловой в роли студентки Кати... Может, оно и к лучшему, что нет. Для описания тех драматических событий требуется особый дар. Это не то же самое, что цитировать «Устные рассказы» Михаила Ромма без ссылки на автора.

[:rsame:]

Напрасно, ох, напрасно реальные Орлова и Александров утверждали, что познакомились якобы в 1933-м году, когда режиссёр пригласил актрису сниматься в «Весёлых ребятах». Они ошибались. На самом деле, как явствует из фильма, познакомились зимой 1921-го. В то благословленное время юная Любочка продавала в Москве молоко, и однажды средь бела дня грабитель с охотничьим ножом пытался отнять у неё выручку. Случайно проходившие мимо молодые красноармейцы Александров и Пырьев бросились на помощь девушке и спасли её от злодея. Тогда-то в душе молочницы зародилось светлое чувство к голубоглазому богу. Оторванную в потасовке пуговицу от шинели Александрова (у Пырьева пуговицы оказались пришиты крепче) она как зеницу ока двенадцать лет хранила в потайном ящичке шкатулки, с которой не расставалась ни днём, ни ночью. Эпизод, когда артистка возвращает драгоценную реликвию хозяину, трогает до слёз. И досадно, что авторов этой 16-серийной ненаучной фантастики временами охватывала не свойственная им робость: если бы они написали, что Орлова торговала молоком на пару с Ладыниной, такому сценарию не было бы цены.

P. S. Сразу после показа заключительной серии в «Новой газете» (№30–31, 27 марта 2015) была опубликована статья одного из соавторов сценария, Татьяны Сотниковой. Расхваливая сериал на все лады, она, в частности пишет, что режиссёр этого биографического фильма «попросил не ожидать от него хроник жизни Орловой и Александрова...»

Интересно узнать — кого попросил. И когда.

Хорт Александр

[:wsame:]

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика