Конец суда из-за "Тангейзера" и творцы со "снесенной крышей"

Суд над причастными к созданию скандальной оперы «Тангейзер» Кулябиным и Мездричем прекращен. Что дальше?

Фото: опера "Тангейзер" // Стоп-кадр ТК «Культура»

Суд над причастными к созданию скандальной оперы «Тангейзер» Кулябиным и Мездричем прекращен. Что дальше?

[:rsame:]

Резонансное административное дело в отношении директора Новосибирской оперы Бориса Мездрича прекращено за отсутствием события преступления. Режиссер оперы «Тангейзер» Тимофей Кулябин также оправдан.

Оправдать Мездрича было проще – в конце концов, директор театра не обязан быть цензором.

С Кулябиным было сложнее. Одиозные депутаты Госдумы требовали судить режиссера не по Административному, а по Уголовному кодексу (за оскорбление чувств верующих можно сесть на три года), как и заявитель – митрополит, – не видя постановки.

Между тем уже есть и второй прецедент: в Ижевске священник пожаловался на пушкинскую «Метель» в местном драмтеатре. Жаль, на Пушкина нельзя подать в суд: его «Сказка о попе и о работнике его Балде» на условный срок потянула бы точно.

[:image:]

Если бы Кулябина привлекли, это означало, что в России пора возвращать худсоветы. Как меньшее из зол. Иначе режиссер постоянно будет под дамокловым мечом правосудия: таковы нынешние законы.

[:rsame:]

В условиях, когда над тобой висит статья, ставить что-то свое невыносимо. Именно этим и объясняется, что в защиту новосибирского «Тангейзера» выступили Табаков, Калягин, Миронов. Мэтры, конечно, не хотят худсоветов: кажется, еще не все байки о том, на какие ухищрения приходилось идти советским режиссерам, рассказаны. Но и превращаться в потенциальных рецидивистов творческим людям тоже мало удовольствия.

Должна ли быть в театре цензура на случай, если фантазии режиссера заходят слишком далеко? Да.

Тот же Табаков на правах худрука МХТ года полтора назад попросил Константина Богомолова внести изменения в «Карамазовых». Богомолов тогда ушел от Табакова, но более громкого скандала удалось избежать. В конце концов, руководителей ведущих театров назначает государство, и этого рычага вполне достаточно, чтобы у творцов не «сносило крышу».

А Новосибирская опера держалась и держится просто молодцом – проявляет всяческую готовность к диалогу с епархией (которая предпочитала вести разговоры о духовном через суд), но при этом отказывается вносить изменения в спектакль до окончательного решения суда.

[:wsame:]

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика