Жена Боярского: Мама давала ценный совет – "разведись"

Лариса Луппиан поделилась секретами семейного счастья и объяснила, что женская ласка - искусство, а не орудие

Фото: Лариса Луппиан и Михаил Боярский // Russian Look

Лариса Луппиан поделилась секретами семейного счастья и заявила, что женская ласка - искусство, а не орудие.

Семья народной артистки России Ларисы Луппиан – это муж Михаил Боярский (в декабре у «мушкетера» юбилей – 65 лет), сын Сергей, его жена и две дочери, дочь Лиза и ее супруг – актер Максим Матвеев, внук Андрей… Словом, немаленький «клан Боярских».

– У нас не приняты субботние совместные обеды или Новый год, к примеру, непременно вместе отмечать, – говорит моя собеседница. – У всех свои графики, напряженная жизнь. Но главная традиция наша годами остается неизменной – любить и поддерживать друг друга.

[:same:]

Чтобы сохранить семью, надо быть любящей

– То, что семья наша образцовая – это журналисты придумали, – рассмеялась Лариса в самом начале разговора. – Семья самая обычная, и проблем хватало. Мама моя, помню, смотрела на нашу жизнь с Мишей (особенно в первые годы) и давала «мудрый» совет: «Разведись!» Миша ругался, были какие-то причины недовольства – мелочи, кто ж теперь их вспомнит?

По молодости я и подумать не могла, что мы с мужем всю жизнь проживем. С годами поняла одну из главных мудростей: женщине, если она хочет сохранить семью, надо быть ласковой, любящей. Миша с упоением не раз рассказывал, как его мама любила, просто обожала. И я училась так же относиться к детям и к мужу.

[:image:]

Хотя для меня такое отношение было в диковинку: моя мама растила меня одна (с папой они развелись) и не то чтобы не обращала внимания – просто я была предоставлена самой себе.

Утром сама проснулась, что-то поела, пошла в школу... Из школы вернулась, пообедала, сама уроки сделала, пошла погуляла… Нет, мама меня любила, просто так вышло: у нее как бы своя жизнь, у меня – своя.

Но у меня был пример бабушки, папиной мамы. Она воспитывала меня лет до четырех (до родительского развода). Помню ее руки. Она ежеминутно гладила меня, целовала, читала мне вслух книги. У нее чудом сохранились игрушки, с какой-то, наверное, дореволюционной поры (в советском Ташкенте, где я росла, таких быть не могло): яркая карусель, огромный кукольный дом в несколько этажей – с кроватками, столиками, занавесочками… Всё это великолепие развивало потрясающую фантазию.

[:rsame:]

Были и другие игрушки, очень много. И я играла. А бабушка сидела и смотрела на меня с нескрываемой любовью… А потом родители развелись. мама уехала от отца и забрала меня от моей обожаемой бабушки, мы общались теперь редко, на каникулах…

Дети – беззащитные существа, их берут и везут куда-нибудь, не спрашивая, нахлобучив шапку. Когда вижу на улице часов в 11 вечера или еще позже, как родители везут малыша в коляске или он спит на плече у мамы-папы, меня охватывают отчаяние и боль. Да малышу этому давно пора накормленным лежать в постельке и сладко спать – а его куда-то тащат.

Нет, я всё же – за ювенальные службы, которые бы защищали права ребенка. Не как за границей, конечно, где за малейшую провинность, мелочь детей забирают из семьи. Надо без перегибов. Но штрафовать, жаловаться на работу – воспитывать родителей. Требовать от них, чтобы детей не ущемляли, не обижали.

Протест против хиппи

– Некоторые говорят: «В России институт семьи распадается» – разводов больше, чем браков, а сколько брошенных детей!

– А мне кажется, наоборот: семейные ценности возрождаются. Сужу по семьям сына, дочери и их друзей: муж-жена дружные, вместе занимаются воспитанием детей, водят в развивающие кружки-секции. Может быть, нынешние молодые родители (25–30-летние) посмотрели на своих родителей – поколение из 70-х? Тогда в моде было движение хиппи. Позже его романтизировали – ах, дети солнца! – но на самом-то деле чудовищно!

Мужики с длинными грязными волосами, в брюках клёш... собирались где-то на кухнях, пили вина-портвейны, мусолили дешевые сигареты. И «разговоры разговаривали» – о том, как всё плохо в стране. Спали с кем попало, тогда это называлось «свободная любовь». Бедные женщины терпели. А дети росли среди этого дыма коромыслом. И может быть, теперь эти дети, выросшие, в знак хорошего протеста решили жить по-другому, строить свои семьи иначе? К тому же мы во всем копируем Запад. Хиппи тоже оттуда пришли.

А сейчас на Западе в моде здоровый образ жизни и семейные ценности. В Америке культивируются большие семьи, мамочки беременные или с колясками гуляют в окружении кучи детишек…

[:image:]

– Кстати, по мнению ряда американских же психологов, детей не рекомендуется даже ругать: якобы окрики, замечания взращивают «комплекс неудачника» и человек не сможет добиться успеха в жизни.

– Согласна на сто процентов! Я и сына, и дочь обожала, зацеловывала с головы до пят. Часто ходили с ними маленькими на спектакли в Мариинский театр. Сережа сидел в костюмчике с бабочкой, Лиза – в платье, с причесочкой, да еще я надевала ей на шею ниточку жемчуга... Я сидела и млела: до чего у меня красивые дети.

[:same:]

В их школьном возрасте, правда, я стала построже: если случались проблемы с учебой (бывало, как у многих детишек) – тут же нанимала репетиторов. Папа наш, правда, безалаберность проявлял: «У Лизы тройки? Ладно, подумаешь – лишь бы девочкой хорошей была!» Лиза росла шалуньей.

Порой на нее накатывал приступ неуемного озорства, который она сама называла почему-то «карнавал номер один»: принималась прыгать, бегать, хохотать. Я ее успокаивала. Она на время затихала, но хватало ненадолго – вскоре лукаво заявляла: «Теперь карнавал номер два!» И начинала прыгать-хохотать по новой. За день, бывало, доходило до пяти «карнавалов».

Игривая, с очень легким характером и чувством юмора, с ней практически невозможно поссориться.

– Профессиональные советы вы ей часто давали и даете?

– Фактически дала только один – когда она поступила в институт. Студентам категорически запрещалось сниматься в кино. Но я сказала дочери: «Наоборот, если приглашают – соглашайся!» Она снималась. И мы с ней вместе исхитрялись, обманывали ее обожаемого педагога Льва Додина. У нас с Лизой была такая круговая порука! И ведь мы оказались правы!

Дочь как актрису зрители узнали по фильмам «Ирония судьбы», «Адмирал»… А не снимись она? Да какой бы ни была талантливой, прекрасной театральной артисткой – знала бы ее только театральная публика. А теперь в театр Льва Додина, где служит дочь, зрители ходят в том числе смотреть спектакли с ее участием.

У сына, Сережи, тоже всё в порядке. Закончил институт управления, служит чиновником. Причем (говорю абсолютно искренне) работает честно. Что в том кругу вообще-то встречается нечасто.

Семейные советы от Ларисы Луппиан. «Не обижайте близких»

– Можно, конечно, быть сухой и черствой: «Борщ я приготовила, рубашки погладила – иди пользуйся!» Но лучше поцеловать, обнять 10 раз. Тогда и в ответ будешь получать тепло и заботу. Я бы не сказала, что ласка – это женское оружие. Скорее искусство.

– В личных отношениях – как в политике – нужно уметь договариваться, идти на взаимные уступки и компромисс...

– Скажу еще банальное (но банальности, как правило, самые верные): не обижайте близких и дорогих вам людей. Да вообще людей не обижайте!

 

 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика