Вдова Ильи Олейникова: Недолюбила я его, недоласкала...
Два года назад ушел из жизни Илья Олейников. Тогда, в 2012-м, эта весть стала шоком, хотя многие знали, что у народного артиста нашли опухоль. Но он работал до последнего дня – снимался в программе «Городок». И думалось, верилось: не так всё страшно, выкарабкается. Но увы… Накануне второй годовщины «Собеседник» навестил жену актера Ирину
Два года назад ушел из жизни Илья Олейников. Тогда, в 2012-м, эта весть стала шоком, хотя многие знали, что у народного артиста нашли опухоль. Но он работал до последнего дня – снимался в программе «Городок». И думалось, верилось: не так всё страшно, выкарабкается. Но увы… Накануне второй годовщины «Собеседник» навестил жену актера Ирину.
Всегда рядом
– Что помогает мне держаться? Только то, что Илья рядом. Всегда, – говорит Ирина. – У нас дома есть две настенные видео-фоторамки (когда-то их нам с Илюшей подарил сын). В них без остановки чередуются фотографии событий нашей семьи – праздники, путешествия... Эти снимки стали частью атмосферы нашего дома. Раньше – пока Илья был жив – и я, и он, проходя мимо этих фотографий, невольно задерживались возле. И теперь они мне очень помогают ощущать, что муж рядом. Часто слушаю музыку и песни Ильи. Мне так легче...
[:same:]
Они были вместе почти 40 лет. Сам народный артист не раз рассказывал в интервью: «Ира подарила мне сына (Денис Клявер, музыкант и артист. – Авт.), свою фамилию (Илья Львович взял девичью фамилию супруги в качестве творческого псевдонима. – Авт.), а еще ощущение крепкого плеча».
И это не шутка.
– Илюша был очень одарен в творческом плане, – вспоминает Ирина. – Он все время что-то сочинял. То смешную историю, становившуюся впоследствии эстрадным номером. То музыкальные зарисовки и тексты к ним – потом это становилось песней (Илья не заканчивал музыкальных заведений, но музыка была его хобби).
Он мог заниматься прикладным творчеством, например создавал панно из дээспэшных досочек. Или брал корни выкорчеванных на нашей даче деревьев, и в его руках они превращались то в фигурку человека, то в невиданную птицу, то еще во что-то интересное. Выпиливал, раскрашивал.Но вот быт – это было совсем не его. Даже лампочку поменять не мог. Я брала стремянку и меняла сама. Муж с восторгом смотрел, как просто я это делаю, и повторял, восхищенный: «Боже, сколько в тебе еще хорошего, а я и не знал!»
Илья очень долго и трудно шел к успеху, – продолжает Ирина. – «Городок» стал выходить, когда мужу было далеко за 40. До этого у Ильи были годы поисков себя, неудачи, падения… Я-то знаю, сколько сил и труда он вложил, чтобы доказать, что и он, выходец из циркового училища, начинавший в Кишиневской филармонии, на что-то способен.
Сначала выступал как конферансье. Но не нравилось, комфортнее чувствовал себя в дуэте. Однако его первый партнер, Роман Казаков, умер, второй – Владимир Границын – тоже рано ушел из жизни. Третий, Сергей Серебрянский, эмигрировал. Работал также со своими коллегами по «Ленконцерту» Николаем Дуксиным (будущим соавтором по рок-опере «Пророк») и Виктором Агафонниковым. И вот наконец в начале 90-х жизнь послала Илье встречу с Юрой Стояновым
И комик, и «Пророк»
Из-за «Городка» – однозначно комедийной передачи – зрители и Олейникова воспринимали исключительно как комедианта. Как глубокого артиста и человека его, к сожалению, широкая публика так и не узнала.
Не знали, что он писал стихи и песни. Не помнили, что, например, в 1985 году Эдита Пьеха стала лауреатом программы «Песня года» с песней «Облака» на музыку Ильи Олейникова (стихи Николая Дуксина). А Надежда Бабкина, также на «Песне года», в 2004-м, исполняла песню «Судьба» – и слова, и музыка Олейникова. Были и другие композиции – их немало.
[:image:]
– Как-то к нам в гости пришел замечательный композитор Андрей Павлович Петров, – говорит Ирина. – Он послушал наработки Ильи и сказал ему: «Вам нужно уходить с телевидения и серьезно заниматься музыкой, у вас очень хорошо получается!» Сам муж с годами перерос свое комедийное амплуа. Хотя и продолжал делать свою работу на телевидении профессионально, на высоком уровне.
Но ему словно чего-то не хватало. Стал принимать участие в антрепризных спектаклях в театре. Правда, это были в основном привычно комедийные роли. Режиссер Владимир Бортко, как-то побывав на спектакле Ильи, заметил ему: «Ты очень хороший артист. Но тебе надо играть другую драматургию». Наверное, имел в виду – более глубокую. О смысле жизни, о нашем предназначении. Илье хотелось такое играть. Серьезное.
[:rsame:]
В 2007 году артист представил публике свою рок-оперу «Пророк». Позже напишут, что постановка провалилась, а звезда «Городка» потерял все вложенные деньги, даже пришлось продать квартиру.
– Почему-то упорно писали, что Илья огорчен именно финансовым провалом. Но это не так, – подчеркивает Ирина. – Ни он, ни я (а деньги были общие, из семейного бюджета) о финансовой стороне даже не думали. Мужу хотелось показать зрителям, что он не только комедиант. Однако телевидение и критики словно не заметили этого события. Канал «Культура» (казалось бы, их тема!) премьеру проигнорировал. Только с НТВ приехали, долго снимали, выражали восхищение. Однако формат канала требовал сенсацию. И в эфир выдали сюжет, что у звезды «Городка» была близкая знакомая, друг семьи – прорицательница, она предсказывала ему все события жизни. А увиденному на сцене мюзиклу должного внимания не уделили.
Этот информационный вакуум, равнодушие больно ударили по самолюбию Ильи. Ведь «Пророк» был действительно событием: отечественный проект, написанный прекрасным литературным языком, положен на потрясающую музыку. Зрители, видевшие эту постановку, даже спустя время, встречая мужа, подходили и благодарили. Признавались: пришли посмеяться, «но история настолько глубокая, мы вышли совершенно другими людьми». Я сама не раз была свидетельницей таких признаний и встреч. Уверена: музыка Ильи будет жить. Наверное, должно пройти какое-то время, и «Пророк» возродится, может быть, приобретет новое сценическое звучание.
[:same:]
Боль не отпускает
– По-настоящему талантливый человек никогда не бывает доволен собой. Вот и в Илюше, как я теперь понимаю, сидело недовольство: казалось, ничего такого особенного не совершил, не успел. Много музыки написано им в стол. Среди них есть и песня «Матушка Россия». Не о глянцево-вычурной, а о настоящей, которая не меняется веками: полуголая, нищая, голодная. Он знал такую Россию: в свое время с гастролями всю страну объездил, на БАМе работал. Сейчас песня получила второе рождение – ее исполняет певица из Санкт-Петербурга Галина Ясная.
Слушатели могут оценить и актуальность, и звучащую в строках боль. А я, переслушивая песни Илюши, думаю: в них такая искренность, внутренняя чистота. И очень сквозит одиночество... Как жаль, что он рано ушел – внезапно, спонтанно… – Голос Ирины снова срывается. – 65 лет – такой возраст, когда накопил опыт, возможности – живи, твори… Если бы судьба отпустила ему еще лет 15–20… Но увы…
На похороны любимого артиста в ноябре 2012-го, вспоминает Ирина, собрался словно весь Петербург. Многие плакали. А погода была – снег с дождем. Будто и сама природа оплакивала эту утрату.
– Так же, как и многие, потерявшие своих родных и близких, я ощущаю вину, что не смогла помочь, спасти мужа. У меня родились такие строки:
…Недолюбила я тебя, недоласкала,
Слов нужных, нежных слов
тебе недошептала.
Зачем-то время
берегла, вперед бежала,
Как был ты дорог мне всегда – недосказала…
– Это боль, которая меня не отпускает, – добавила к своему стихотворению Ирина.