16:38, 14 Ноября 2014 Версия для печати

Насколько успешен "Солнечный удар" Михалкова?

Кадр из фильма Никиты Михалкова «Солнечный удар»
Фото: kinopoisk.ru

Новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» вот уже больше месяца в прокате. Несмотря на то, что картина была показана по телевидению в День народного единства, интерес зрителей к ленте не упал. На «Солнечный удар» продолжают идти в кино. Между тем критики творчества Михалкова пытаются создать иллюзию, что фильм в прокате провалился и его нельзя назвать успешным. Так ли это?

Олег Иванов, генеральный директор «КиноЭкспертиза», посвятил этой теме колонку в Эксперт Online. Чтобы объективно оценить успех «Солнечного удара», кинокритик задается вопросом о том, существуют ли вообще в природе унифицированные критерии, по которым можно безошибочно определить качество и востребованность той или иной киноленты, а также ее вклад в искусство и историю.

«Искусство и бизнес зачастую не ходят рука об руку. В кино это правило работает с редкими исключениями. Обычно фильм считается успешным, если он собирает большую кассу в кинотеатрах. Очевидно при этом, что комедия "Кухня в Париже", которая стартовала в мае нынешнего года и которую только в первый уикенд посмотрел один миллион зрителей, имеет значительно более высокие прокатные результаты по сравнению с детским фильмом "Тайна четырех принцесс", выпущенным в прокат в августе и собравшим немногим больше 300 тысяч зрителей за весь период проката. Означает ли это, что "Тайна четырех принцесс" провалилась в прокате? Конечно нет, ее с удовольствием посмотрели маленькие зрители и их родители. Как тогда следует оценивать успешность того или иного фильма?», — рассуждает Иванов.

По другому критерию успешности — окупаемости — также нельзя судить о фильме. «Журналисты и блогеры часто сравнивают бюджет производства фильма и его сборы в прокате — если один выше другого, значит, фильм провалился. С таким подходом успешными фильмами будут считаться главным образом комедии с максимально широкой зрительской аудиторией, так называемое коммерчески успешное кино, всего 3–4 фильма в год. И тогда к самым провальным фильмам будут отнесены: фильм "Трудно быть богом" Алексея Германа, выпущенный в прокат в конце февраля нынешнего года и собравший 48 млн рублей, фильм "Восьмерка" Алексея Учителя, выпущенный в прокат в мае и собравший 11 млн рублей, драма "Дубровский" с Даниилом Козловским и Клавдией Коршуновой, — говорит Иванов. — Тогда и фильм "Левиафан" Андрея Звягинцева, получивший престижные награды международных кинофестивалей, и многие другие авторские фильмы, несомненно имеющие в России и за рубежом своего зрителя, но не окупившие свой бюджет, попадут в категорию провальных фильмов. Но это противоречит здравому смыслу».

Эксперт уверен, что экономика в чистом виде не работает при оценке успешности отечественного кино. Иванов напоминает, что схожая ситуация наблюдается и в европейском кинематографе. Дело в том, что голливудские блокбастеры идут в кинотеатрах по всему миру, что априори обеспечивает им большие кассовые сборы, чем лентам отечественных или европейских режиссеров.

Олег Иванов предлагает принципиально иной критерий успешности: «Успешными среди отечественной кинопродукции можно считать фильмы, которые нашли отклик у своей зрительской аудитории, вызвали положительное "сарафанное радио", заставили говорить о них, даже если они вызывают противоречивые и иногда диаметрально противоположные оценки, обсуждать, спорить, думать. Фильмы "Легенда 17", "Сталинград", "Вий", "Горько" и "Горько 2" и несколько других картин оказались успешными, их принял зритель».

Точку зрения Иванова подтверждает беспристрастная статистика. Как пишет «Московский комсомолец», телерейтинг «Солнечного удара» во время показа 4 ноября оказался невероятно высоким. По данным исследовательской группы TNS, доля россиян, посмотревших «Солнечный удар» 4 ноября, превысила 15%, подняв ленту на вторую позицию совокупного рейтинга. Для сравнения, самое популярное шоу «Первого канала» «Голос» в праздничный день собрало чуть более 20%. Это ли не явный показатель интереса зрителя? «По мнению исследовательской группы, очевидно, что многие зрители готовились к просмотру, что очередной раз подтверждает интерес аудитории к картине, тем более что в ближайшее время фильм все еще будет идти в кинотеатрах», — пишет «МК».

В прокате фильм тоже показывает высокие результаты: как сообщили в прокатной компании DreamTeam, за четыре полные недели проката фильм успели посмотреть 300 тысяч зрителей, причем две тысячи из них пришли в кино непосредственно в день телевизионной премьеры. И это притом, что последний фильм Вуди Аллена, который вышел за две недели до выхода «Солнечного удара», посмотрели менее 200 тысяч зрителей.

Очевидно, что в такой ситуации неважно, окупил ли фильм себя и какую он собрал кассу. Экономические показатели той или иной ленты, по мнению Иванова, весьма относительны. Самое главное — чтобы фильм нашел своего зрителя, чтобы о нем говорили, его обсуждали. Это Михалкову, безусловно, удалось.

 

 

Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Новое на сайте

00:02, 09 Декабря 2016
Обозреватель Sobesednik.ru Владимир Кара-Мурза-старший – о спорном телевыступлении Татьяны Навки в концлагерной робе
»
22:08, 08 Декабря 2016
Sobesednik.ru выяснил, исходя из каких критериев следует выбирать санки для катания детей зимой
»
21:04, 08 Декабря 2016
Как вернуть деньги, ошибочно отправленные на чужой номер, выяснил Sobesednik.ru
»