"Солнечный удар" Никиты Михалкова, который всех удивил

Новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар», стартовавший в большом российском прокате на минувшей неделе, буквально сразу стал событием, претендующим на «премьеру года»

Фото: kinopoisk.ru

Новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар», стартовавший в большом российском прокате на минувшей неделе, буквально сразу стал событием, претендующим на «премьеру года». О кинокартине, к созданию которой оскароносный мэтр шел долгие 37 лет, сегодня говорят и пишут во всех изданиях и блогах. «Фильм-сенсация», «фильм-эксперимент», «фильм-потрясение» - вот далеко не полный список эпитетов, которыми пестрит нынешняя пресса и русский сегмент Интернета.

Фильм, снятый по мотивам сразу двух произведений Ивана Бунина («Солнечный удар» здесь качественно переосмыслен и смиксован с «Окаянными днями»), на удивление хорошо и единодушно был принят кинокритиками и общественностью. И это тем более странно, если учесть, насколько предвзятое отношение к Михалкову сложилось у части российской прессы и критики. Достаточно вспомнить, как и в чем «полоскали» СМИ и блогеры его последние картины. Но что уж говорить, если даже на либеральном «Снобе» о новом кино опубликована более чем восторженная рецензия под названием «Время Михалкова: 8 причин посмотреть «Солнечный удар»?

«За, мягко говоря, неоднозначной общественной и публицистической активностью Михалкова легко подзабыть, что он — один из последних представителей большого авторского кино ХХ века», - отдает должное автору картины обозреватель Вадим Рутковский. - «Особое удовольствие от «Солнечного удара» доставляет осознание того, что сейчас никто, ни у нас, ни у них, не способен снимать с такой висконтиевской статью», - продолжает он.

По словам обозревателя «Сноба», который всячески рекомендует картину к просмотру, в кинозале он провел «три счастливейших часа» с последним творением Михалкова. «Тем, кто предпочитает империю чувств, в фильме Михалкова уютно. Вся эта «икорка разноцветная», может, и лубок, но такой свой, родной, чарующий — потому что этот автор (в отличие, о, ужас, от большинства действующих российских режиссеров) про радость, не про тоску», - говорит он.

Эпичное полотно Михалкова, развернутое на фоне сначала до-, а потом и постреволюционной России, наполнено смыслами и образами. При этом ответа на главный вопрос - «Как все это случилось?», - зритель в конечном итоге не получит, забегает вперед автор «Сноба». В конце концов, нельзя же считать убедительной версию глобального солнечного удара.

«То, на что легко списать жар тела, лихорадочный адюльтер, не применимо к глобальному катаклизму, переломавшему мир сто лет назад. Это какая-то даже глупая идея. Но такая залихватская! Все беды и радости — от куража, от солнечных бурь, горячей страстной крови. Заканчивается плохо, но разве это значит, что не стоило начинать?», - ставит оптимистичную точку в своей рецензии автор.

Совсем другим увидел «Солнечный удар» известный актер Михаил Пореченков. «Никита Сергеевич меня не удивил, а обрадовал. Своей позицией по отношению к стране; к тому, что происходит у нас в головах и вообще в нашем обществе. Ведь ситуация сегодня очень простая: нужно выбрать все-таки какую-то сторону и быть человеком пассионарным, - рассказал Пореченков в интервью изданию Lenta.ru. - У нас есть страна, которую мы можем потерять. И есть огромное количество сил, которые за нас могут решить судьбу нашей страны. Чтобы не потерять то, что мы имеем, нужно думать, работать руками и головой, помогать своей стране. Это самый главный посыл. В противном случае придут — как показано в фильме — вроде бы такие забавные и где-то смешные, но стопроцентно жестокие люди, которые будут уничтожать все вокруг себя. Нам нельзя оставаться в стороне».

Говоря о внезапной актуальности кинофильма, Михаил Пореченков выразил уверенность в том, что в жизни все всегда происходит неслучайно. «И картина выходит вовремя не потому, что ее задумывали к этому времени, а потому, что есть какой-то всеобщий глобальный разум, который все вот так правильно подводит и расставляет. Эта картина — предупреждение, чтобы такие события не повторялись в нашей стране. Война — это всегда плохо. Как бы мы ни крутили, за что бы она не велась. Всегда, когда гибнут люди — это плохо, отвратительно. Особенно если гибнут дети — это вообще катастрофа. Картина Никиты Сергеевича нас просто предостерегает от этой катастрофы, а дает понять, что мы стоим на краю, а лапка-то соскальзывает», - рассказал артист.

«Будьте осторожны — это самое главное предупреждение картины. Это серьезное предупреждение о больших человеческих потерях и о большой человеческой крови, о которой нужно думать обязательно. И надо что-то делать, в противном случае жизни у нас не будет. А нам хотелось бы, чтобы дети наши внуков нам подарили», - цитирует Пореченкова Lenta.ru.

Не менее положительно отзывается о новой картине Михалкова и кинокритик Антон Долин. По его мнению, «Солнечный удар» - это лучший фильм режиссера со времен его первых «Утомленных солнцем», отмеченных «Оскаром» как лучший иностранный фильм. Критик хвалит новую ленту мэтра и за то, что в ней нет приглашенных суперзвезд, и за то, что в ней нет самого Михалкова.

«Восклицания о "трех часах пустоты" и "о чем все это?" говорят об элементарной неспособности к анализу, извините. Суть фильма проста и прозрачна, она формулируется в двух словах: русский "Титаник". История мимолетной любви на корабле и кораблекрушение в финале, означающее всемирный потоп, конец света и наказание за грехи. Цельная внятная структура и мысль, с которой трудно поспорить», - пишет Долин на своей странице в Facebook.

"Если вы любите Михалкова, вам понравится его новый фильм. Если он вас бесит, сэкономьте время и деньги: беситься там не с чего", - старательно советует кинокритик злопыхателям, заранее «похоронившим» новый фильм именитого режиссера.

Впрочем, о «Солнечном ударе» пишут не только кинокритики — однако как профессиональных, так и непрофессиональных рецензентов лента Михалкова чрезвычайно вдохновляет. «Весь фильм замечателен тем, что показывает красоту нашей жизни, которую мы гробим собственными руками. Это повторяется из века в век. Да, время определенное – бунинское. Но фильм, как и любая классика, обо всех временах. Когда в конце символически гибнет та царская Россия, то я даже не понимаю, что больше меня задевает – то, что погибла она или то, что погибло в мое время, или то, что гибнет сейчас и погибнет в будущем», - пишет о фильме в своем блоге известный писатель-сатирик Михаил Задорнов.

«В фильме много очень правильных и мудрых бунинских мыслей. Я бы очень советовал этот фильм смотреть молодому поколению, в котором большинство совершенно не различает искусство кино и просто заснятый сюжет», - продолжает артист. По его словам, Михалков буквально мыслит образами, ему удается избежать всякой пошлости, и современным режиссерам стоит поучиться у мэтра настоящему искусству кино.

«Поздравляю Никиту Сергеевича с новой прекрасной работой, которая заставляет зрителей в зале не просто сочувствовать, а работать – думать. Кстати, зал на эту «работу» очень оказался отзывчив. Три часа необычайного внимания к экрану. Это и есть настоящее искусство кино», - заключает он.

Самые теплые отзывы собрал фильм и от коллег Михалкова по режиссерскому цеху. «Самое главное, что отличает большого художника - свой собственный стиль, своя манера и интонация. В этом смысле, это очень михалковский фильм», - отмечал в «Комсомольской правде» знаменитый режиссер и директор «Мосфильма» Карен Шахназаров - «Именно поэтому мне кажется, что он удался. Потому что сохранить свой стиль, свою интонацию – очень сложно. «Солнечный удар» - это тот случай, когда знаешь, что даже если убрать титры, будет понятно, кто автор этого произведения».

Глава «Мосфильма» обращает внимание на то, что фильм Михалкова лишен каких-либо назидательных интонаций, и даже не отвечает на главный вопрос «Как все это случилось?»

«Ответить на него каждый сможет сам в силу своих взглядов, понимания, движения истории. Картина не претендует на то, чтобы дать ответ. И, мне кажется, это было бы наивно. Это не есть цель художественного произведения», - комментирует Шахназаров решение Михалкова заставить зрителя самому анализировать увиденное.

«Солнечный удар» можно пытаться проанализировать, а можно просто почувствовать душой. И в этом смысле фильм очень русский. И не только потому, что Бунин – русский автор, и не только потому, что рассказывается в фильме о русской истории. Дело в том, что философские корни картины - в традиционно русской манере рассуждать о вечных вопросах и никогда не находить ответа», - заключает в своей рецензии «Комсомольская правда». И после этих слов вряд ли стоит добавить о сути фильма что-то еще.

Скорее всего, «Солнечный удар» Михалкова будет (или уже?) причислен к числу его лучших творений. По крайней мере, российские кинокритики, не отличающиеся обычно стройным хором, сегодня в этом мнении единодушны.

 

 

 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика