"Когда мама Анны Нетребко умерла, она смогла приехать только на 9 дней..."

Оперная дива Анна Нетребко, которая 18 сентября справила очередной день рождения, не раз покоряла лучшие сцены мира, однако в этом году одержала, пожалуй, свою самую масштабную победу

Фото: Анна Нетребко // Russian Look

Оперная дива Анна Нетребко, которая 18 сентября справила очередной день рождения, не раз покоряла лучшие сцены мира, однако в этом году одержала, пожалуй, свою самую масштабную – по количеству зрителей – победу: исполнив олимпийский гимн на церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи, за которой наблюдали три миллиарда человек по всему миру.

Девочка на крыше

Анна Нетребко выросла в добротном кирпичном доме в тихом историческом центре Краснодара. За железными воротами – уютный дворик с фруктовыми деревьями и беседкой. По праздникам в хорошую погоду тут разжигают большой костер, вокруг которого собираются родственники и друзья певицы.

– Аня очень любит такие посиделки, – улыбается Юрий Николаевич, папа Анны. – Она крутится, мечется, готовит – сияющая, энергичная, счастливая. Обожает мое сухое виноградное вино из сорта изабелла. Аня с подружками дали ему название, которое я не могу произнести вслух. Вечерами поем песни – все вместе, кроме Ани. Когда ее просят, она всегда говорит: «Нет, приходите в театр, слушайте там».

В самом доме – богатейшая библиотека, предмет восхищения гостей. На подоконниках стоят куклы, которые Анна очень любит и привозит со всего мира во все дома, где живет: в Вену, Санкт-Петербург, Нью-Йорк.

От родительского дома в Краснодаре рукой подать до всех основных достопримечательностей, среди которых старинный городской сад. Под боком и школа, в фойе которой, как и положено, снимки знаменитой выпускницы. Хотя в учебе, в отличие от оперной сцены, Анна звезд с неба не хватала. От уроков все время что-то отвлекало – гимнастика, баскетбол, рисование. Папа Ани до сих пор хранит тетрадки, в которых его 13-летняя дочка писала любовные романы о принцессах и рыцарях и иллюстрировала своими же картинками. Тетрадки затерты – одноклассники Ани в буквальном смысле зачитали их до дыр. А еще Аня была первой во всем, что касалось выступлений на публике.

[:image:]

– Мы пародировали Мирей Матье, – рассказывает Татьяна Геворкян, одна из лучших подруг Анны. – Ее, конечно, играла Аня, а мы еще с одной подружкой изображали мужчин-гитаристов. Когда выступали такой компанией на утренниках или праздниках, люди умирали от смеха. Вообще, мы с Аней ходили, кажется, на все кружки, какие только были в городе. Одно время посещали фотостудию, но быстро решили, что сами всему научимся. Тем более дядя Юра, Анин папа, занимался фотографированием. И вот мы нащелкаем себя во всех ракурсах, дядя Юра нам химикаты разведет, и мы печатаем весь этот ужас. Счастливы были невероятно!

Первой учительницей Анны Нетребко была Светлана Ивановна Райлян, о которой оперная дива до сих пор отзывается с огромной теплотой. А вот после начальной школы с классной руководительницей не повезло.

– Анин класс я отдавала с чувством большой тревоги, – вспоминает Светлана Райлян. – Их новая классная руководительница была мне несимпатична ни по своим деловым качествам, ни по отношению к ученикам. Думаю, такое же отношение было к ней и со стороны детей. Знаю, что между учителем и классом были трения, особенно у Ани. Хорошо, что она посещала дворец пионеров – там она не только училась петь, но и отдыхала от школьных неприятностей.

Однажды будущая оперная звезда решила, что должна стать каскадером. И до того крепко решила, что начала тренироваться, прыгая с крыши на крышу, к ужасу родителей и учителей.

[:image:]

Мама красивой казачки

– Аня очень любила лошадей и без разрешения бегала с подружкой на ипподром – училась кататься, – вспоминает Юрий Николаевич. – Когда я об этом узнал, зарубил идею, конечно – времени на учебу и так не оставалось.

Вообще-то родители Анны ждали сына, а родилась девочка. Может, потому и характер у нее мальчишеский. В старших классах мама Анны Лариса Ивановна даже отказалась ходить на родительские собрания, чтобы не выслушивать замечания в адрес дочери. Отдуваться приходилось отцу.

После школы Аня уехала в Ленинград, как и хотел ее папа. Москвы в планах не было.

– Я в свое время сам учился в Ленинграде, – рассказывает Юрий Нетребко. – Сказал: «Голубушка, это прекрасный город, у меня там много друзей, которые помогут, если тебе будет трудно». Она со мной согласилась и отправилась в Ленинград. Ей тогда было 16 лет.

Аня похожа на маму – в нее красивая, добрая и чуткая. Мало кто знает, что в 17 лет, уже будучи студенткой, Анна Нетребко стала вице-мисс Кубань. Рассказывают, что в жюри тогда сидел Вячеслав Добрынин, который после награждения поинтересовался, есть ли в зале «мама этой красивой казачки».

[:image:]

Лариса Ивановна Нетребко умерла в 2002 году.

– Аня смогла приехать только на 9 дней – у нее были концерты, которые невозможно было отменить или перенести, – говорит Татьяна Геворкян. – Она держалась. Но я до конца не понимала, что она пережила, пока сама не осталась без мамы. Такое ощущение, что мир ушел из-под ног. Помню, Аня мне тогда позвонила: «Ты только держись. Жизнь ведь продолжается...»

«Я Анна Иоанновна»

От дома Нетребко при желании можно пешком дойти и до того самого дворца пионеров, в стенах которого Аня когда-то осваивала нотную грамоту. Она солировала в хоре «Кубанская пионерия» – настолько большом, что, когда он отправлялся на гастроли, приходилось даже заказывать чартерные авиарейсы.

– Как-то мы гастролировали в Таманской дивизии, – вспоминает Елена Анашева, бывший Анин педагог. – Детям разрешили сначала залезть на танк, а потом внутрь. Среди них была и Аня. Я говорю капитану: «Ой, зря вы это делаете!» В этот момент Нетребко на что-то нажимает, и башня танка начинает медленно двигаться. Нужно было видеть побледневшее лицо несчастного капитана. «А я ведь предупреждала...» – говорю.

[:image:]

Каждое лето солисты хора выезжали на три недели в лагерь на море.

– Ну что обычно берут девочки в лагерь? – смеется Виктория Харьковская, которая пела в одном хоре с Нетребко. – Сменную одежду, обувь... А Аня с подружками волокли хрустальные вазы, салфетки, чтобы украсить ими свой домик. Мальчишки называли ее графиней. Она сама про себя говорила: «Я Анна Иоанновна». Не потому, что с короной на голове, просто книжку какую-то прочла, вошла в роль. Я вообще думала, что она Ивановна по отчеству. Оказалось, Юрьевна.

Сегодня дворец пионеров переименован в краевой Центр творческого развития и гуманитарного образования. Выговорить это решительно невозможно, но никто в Краснодаре и не пытается. Тем более что это и есть дворец – с широкими арочными проемами, высоченными потолками, красивой винтовой лестницей. Сохранилось пианино, под звуки которого Аня когда-то исполняла классику. И здание после дождей самым мистическим образом продолжает протекать в тех же местах, что и при Ане, несмотря на бесконечные ремонты. А вот красочные витражи на пионерскую тематику давным-давно разобраны – то, что осталось, хранится сейчас в пионерском лагере «Орленок».

[:image:]

«Я кубанская»

Свою непредсказуемость Анна Нетребко перенесла и на большую сцену.

– В 2006 году она приехала к нам с концертом вместе с Валерием Гергиевым, – рассказывает педагог дворца пионеров Анна Моисеева. – Я училась в консерватории, денег не было, билеты были очень дорогие – 1500 рублей! Но мой педагог достала бесплатные проходки, и мы пошли посмотреть на приму Мариинского театра. И вот на сцену выходит девушка в высоких сапогах, в короткой юбке. И начинает петь «Иоланту». Гергиев ей улыбается, оркестр тоже подхихикивает. Она допела и как закричит: «Привет, Кубань!» Похулиганила. Она может себе это позволить: приехала домой, пела для близких, в домашней филармонии.

Вечный губернатор Краснодарского края Александр Ткачев присвоил Анне Нетребко звание почетного гражданина Краснодара. Правда, в жизни оперной дивы это ничего не изменило – ее приезды в родной город можно пересчитать по пальцам. Например, дома она отмечала 30-летие. Никаких ресторанов – гуляли у Нетребко, и Анна сама накрывала на стол.

– Тетя Лара, ее мама, хорошо готовила, – рассказывает Татьяна Геворкян. – Аня постоянно вздыхала: «Ой, я, наверное, никогда не научусь готовить так же вкусно». А когда попала в Америку, удивлялась: «Они едят сплошные полуфабрикаты! Какой ужас!» И начала кухарить. На 30-летие сообщила: «Я приготовлю блюдо, вы умрете!» Мы с подругами спрашиваем: «А из чего?» Она перечислила ингредиенты: мясо, мед, зелень... Мы удивились: «А это разве можно есть?» Но получилось и правда очень вкусно.

[:image:]

Татьяна Геворкян часто гостит у подружки в Вене. Возит ей кубанские гостинцы: аджику, варенье из орехов или инжира. Когда у Анны Нетребко родился сын, подруга стала передавать ей диски с советскими мультиками.

– Аня все про всех знает, за всех переживает, – говорит Татьяна. – Откуда у нее столько сил? Иной раз едешь к ней и планируешь: вот я сейчас все сделаю, чтобы Аня отдохнула, что-нибудь вкусненькое приготовлю. А она сразу: «Так, ты приехала отдыхать. Мы идем гулять, потом в бассейн». Помню, лет пять назад гостила у Ани, у нее как раз Тишка родился. Мы долго болтали, потом она говорит: «Ой, я из России фильм «Девчата» привезла, давай посмотрим». И как завороженные полночи мы смотрели этот фильм, хохотали, вспоминали юность. Знаете, когда при мне кто-нибудь говорит, что ему нравится Аня, я постоянно спрашиваю: «Почему?» Отвечают: «А потому, что в интервью она всегда говорит, что из Краснодара, что кубанская». Землякам это не может не нравиться.

Последний раз Анна Нетребко гостила дома на Новый год – приехала с другого конца земного шара на три дня с сыном.

– Когда Аня приезжает, она всегда просит никому не говорить об этом, – говорит Юрий Нетребко. – И в этот раз сказала: «Папа, я так устала, хочу отдохнуть».

[:image:]

Но сначала встретилась с подругами, каждой привезла подарок. Устроили утренник с конкурсами, как в детстве: нужно было с закрытыми глазами срезать сувенирчик, висящий на нитке. Потом нагрянул кубанский хор, солистка которого – одна из лучших подруг Анны. Пели народные песни, Аня пустилась в пляс... В общем, так толком и не отдохнула.

Разумеется, за ее выступлением на церемонии открытия Олимпиады в Сочи следили и подруги, и папа.

– Знал, что выступит блестяще, но меня все равно колотило, – признается Юрий Николаевич. – Как пройдет, как примут? Аня должна была улететь в ночь после открытия, уже собралась в аэропорт, но пригласили на прием к Путину. Пришлось задержаться в Сочи на целые сутки. В Краснодар не заехала, сразу улетела в Рим. А я в Сочи не поехал, чтобы не отвлекать ее. Выходит, рядом была, а не повидались...

Фото: Сергей Пустовойтов, из архивов Светланы Райлян и Татьяны Геворкян

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика