Юрий Никулин-младший: Я не понимал, как деда убили, если он тут?!

Внук Юрия Никулина, сын Максима Никулина – Юрий-младший – снялся в фильме «Мужчина с гарантией». На днях ленту показали на «Первом канале». Роль у 28-летнего представителя легендарной фамилии не главная

Фото: Александр Алешкин

Внук Юрия Никулина, сын Максима Никулина – Юрий-младший – снялся в фильме «Мужчина с гарантией». На днях ленту показали на «Первом канале». Роль у 28-летнего представителя легендарной фамилии не главная (в главных – Александр Олешко и Нонна Гришаева), но все же и не маленькая – друга центрального персонажа.

Поздновато для дебюта? Но легендарный дед впервые появился на телеэкране и вовсе аж в 37 лет в крошечной роли пиротехника в фильме «Девушка с гитарой». У внука роман с кино, возможно, еще впереди?

Как его убили, если он живой и тут?

Мы встретились в цирке на Цветном бульваре, где наш герой трудится в должности директора по связям с общественностью. Юрий провел меня в тот самый кабинет, где много лет работал знаменитый дедушка. Всюду – на шкафах, на столе, на стенах – фигурки игрушечных клоунов. Их народному артисту друзья и поклонники везли из всех стран и со всех континентов.

– Клоунов дед специально не собирал, – рассказал нам Юрий. – Однако их фигурками его буквально заваливали. Без повода, без специальной даты, какого-нибудь «дня вручения клоунов» (смеется) – видимо, казалось оригинальным. Домой дед такие презенты не нес, оставлял на работе, вот и скопилась целая коллекция.

– Ваши первые воспоминания, связанные с дедушкой, – конечно же фильмы с его участием?

– К сожалению, не так много помню, и почти без подробностей. Ведь мне было всего 11 лет, когда ЮВ (так называли деда в кругу семьи, да и в цирке тоже – сокращенное от Юрий Владимирович) не стало. Запомнилось, как совсем маленьким я смотрел «Операцию «Ы», особенно мое детское внимание привлекал эпизод, где дедова героя – Балбеса – протыкают рапирой и по его груди растекается кроваво-алое пятно (как помните, Шурик попал в спрятанную во внутреннем кармане бутылку красненького). Я с изумлением переводил взгляд с экрана на сидящего рядом деда. И недоумевал: как же его там проткнули, если он тут?

[:image:]

С родителями и младшим братом Максимом ездили на дачу в подмосковную Валентиновку, где у ЮВ и бабушки Татьяны Николаевны был дом. Обычный деревянный в два этажа. Туда частенько наведывались все родственники – дядюшки, тетушки, двоюродные братья, – собирались за огромным столом. Душой и оплотом, конечно, был дед, он рассказывал какие-то истории, анекдоты, другие взрослые подхватывали. Атмосфера удивительно теплая, не хватит слов ее описать. Помню, как однажды дед взял нас с братом на съемки какой-то телепередачи. И там нам подарили огромную коробку шоколадок. Мы с братом в те минуты были самыми счастливыми детьми на планете, просто верх восторга и счастья!

Ну а деда незнакомые люди на улицах часто приглашали выпить (сам я не видел, но слышал от бабушки и папы). Но у ЮВ были две коронные фразы, чтобы и отказом людей не обидеть, и не выпивать. Он говорил либо: «Простите, но я зашился, нельзя!», или же: «Жена все деньги до копейки отобрала!» Ему тут же сочувствовали, извинялись – и оставляли в покое.

Предложили роль героя-любовника

Как ни странно, мне никогда не хотелось продолжить династию и стать артистом цирка либо кино, – продолжает Никулин. – Разве что в младшем школьном возрасте нравились воздушные гимнасты – думал, может, и мне попробовать? Но потом прикинул: репетиции каждый день по 3–4 часа, поиск своего жанра… А на второй чаше весов – счастливое детство: друзья, гулянки. И я выбрал второе. Родители не давили, предоставив свободу. И наверное, правильно – человеку нужно давать выбор. Хотя я маме с папой ой сколько нервов попортил! В школе учился плохо, дневник пестрел двойками: как-то, помню, за один урок химии умудрился схлопотать аж четыре штуки. Подделывал подписи родителей в своем дневнике – когда нужно было, чтобы они расписались рядом с двойкой. Ненавидел учиться!

Поступил в Школу-студию МХАТ на театроведа-менеджера. И снова учился отвратительно. Меня перевели сначала с бесплатного отделения на платное, затем и вовсе хотели отчислить. Отец как-то справедливо заметил, что я ходил не учиться, а тусоваться. Но на третьем курсе попал на практику, на престижное театральное мероприятие «Золотая маска». Мне давали задания: встретить гостей-артистов в аэропорту, привезти их в гостиницу, расселить, потом отвезти в театр, показать гримерки… Приходилось быть и переводчиком, потому что много иностранцев. Но мне было очень интересно. Понял, что могу организовать, договориться – в итоге стал работать в цирке. Как раз начинали большой проект с французским туристическим агентством, и нужно было вести переписку, составлять договоры и расписание – административная деятельность, за которую я с удовольствием взялся.

[:image:]

– А теперь вот снялись в кино. Будете продолжать строить кинокарьеру или ограничитесь разовым опытом, «пробой пера»?

– Трудно сказать, продолжу ли. Не так давно мне поступило предложение сняться в большой картине, на двести с лишним серий! Главная роль, почти герой-любовник. (Улыбается.) С поцелуями и откровенными сценами. Я сказал кастинг-директору картины, что для меня это неприемлемо: во-первых, у меня жена и ей, наверное, будет неприятно; во-вторых, и сам буду чувствовать себя некомфортно – это на актерских факультетах, видимо, учат не относиться к кинопоцелуям всерьез, но я-то на актерском не учился! И я сказал: «Или переписывайте сценарий, чтобы без этих сцен, или, пожалуйста, ищите другого исполнителя». Мне не перезвонили, но не могу сказать, что я расстроился.

В другой раз меня познакомили с опытным актерским агентом, он был готов представлять мои интересы в кинокомпаниях и подыскивать роли. Я сказал ему, что кино в принципе мне интересно (технологии, производство). Вот только зимой, сказал я, например, сниматься не смогу – потому что новогодние представления, а потом почти до марта зарубежные цирковые фестивали, на которые я езжу. Летом – гастроли с цирком. Плюс отпуск, который принципиально провожу с женой и сыном и ни на что другое тратить не хочу. Вряд ли, сказал я агенту, киногруппы будут под меня подстраиваться.

Кроме прочего, мне не нравится, что актерская профессия слишком зависима, не секрет, что артист вынужден соглашаться на любую работу и любые роли ради денег – чтобы прокормить семью. Передо мной вопрос выживания, к счастью, не стоит. Залы в нашем цирке полные, как говорится, грех жаловаться. Летом большая часть зрителей – это туристы. Много молодежи. У многих наших артистов есть свои поклонники и даже фан-клубы.

Ну, а кто продолжит актерскую династию в нашем роду, пока сказать сложно. У меня растет маленький сын, ему скоро пять. Любит возиться с собаками, ему нравится покривляться – но загадывать, кем станет, не хочу. Ждем с женой второго ребенка, дочку, она родится осенью. И брат недавно, этим летом, женился, обещают не затягивать с наследниками. Так что, думаю, хоть один цирковой или киноартист среди нового поколения Никулиных, да будет.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика