Фильм Спайка Джонса "Она": Трагическая история любви человека и компьютера

Фильм Спайка Джонса «Она» – трагическая история любви человека и компьютерной программы. Проблема взаимоотношений искусственного интеллекта с естественным волнует фантастов не одно десятилетие

Фото: Кадр из фильма "Она" //

Фильм Спайка Джонса «Она» – трагическая история любви человека и компьютерной программы. Проблема взаимоотношений искусственного интеллекта с естественным волнует фантастов не одно десятилетие, проблема ухода в виртуальный мир от реальности чуть моложе, но фильм, по сути, не об этом. Тема его еще древнее.

Главный герой Теодор (хотя действие происходит в будущем, Хоакин Феникс играет человека прошлого, даже внешне – такой положительный семидесятник) не ужился с женой, потому что она не всегда чувствовала и вела себя так, как ему было удобно, и влюбился в операционную систему, созданную специально для него с учетом всех тайных и явных пожеланий и говорящую голосом Скарлетт Йоханссон, чего русский зритель, увы, не услышит. Правда, в мире, где он живет, это почти в порядке вещей: люди находят в программах и возлюбленных, и ближайших друзей. Разумеется, кто же не полюбит женщину, созданную строго по твоему заказу? О том же недавно писал Пелевин в романе S.N.U.F.F. Только у Пелевина искусственная женщина, научившись чувствовать, предпочла другого человека, попроще, а система «Саманта» у Спайка настолько переросла любимого интеллектуально и эмоционально, что слилась в экстазе с другими системами.

Кстати, и сам Теодор занимается тем, что сочиняет письма за других людей (и это уже было – даром сочинять убедительные и чуткие письма обладал герой романа Михаила Нисенбаума «Почта святого Валентина»). То есть фактически он тоже создает идеальные образы мужей, жен, родителей – таких, какими хотели бы их видеть адресаты. Для многих клиентов он работает годами – остается только догадываться, что чувствуют эти люди, встречаясь со своими близкими во плоти. 

Интересно то, что все эти сюжеты – о человеческом мужчине и программе-женщине. Скорее всего дело не в том, что женщины терпимее к несовершенствам, а в том, что идеальную женщину проще придумать – качества очевидны с незначительными вариациями. Кстати, ни в одном подобном сюжете не встречается любовь мужчины к роботу, производящему идеальные борщи, что показательно. Но вот придумать такую противоречивую и извращенную программу, которая стала бы идеальным принцем, ни один сценарист не в состоянии.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика