SOS: спасите наши души!

По последней информации, профсоюзы моряков Индии, Филиппин и России собираются запретить своим членам работать в Аденском заливе, пока не будет решена проблема пиратства. Если запрет сработает, мировой флот встанет. Но поможет ли это тем несчастным, кто уже оказался в плену?

По последней информации, профсоюзы моряков Индии, Филиппин и России собираются запретить своим членам работать в Аденском заливе, пока не будет решена проблема пиратства. Если запрет сработает, мировой флот встанет. Но поможет ли это тем несчастным, кто уже оказался в плену?

«Не волнуйся, нас захватили»

40-летняя учительница из Новороссийска Светлана Алексеенко не спит по ночам – переживает о муже Станиславе, который пятый месяц томится в плену у сомалийских пиратов. Женщина надеется, что Бог услышит ее молитвы и Стаса отпустят. Больше Свете рассчитывать не на кого.

– Представители компании уверяют, будто ведут переговоры, а наш российский МИД молчит, – тяжело вздыхает жена моряка, который прошлой осенью ушел в рейс на тунисском танкере Han­nibal-2, а 11 ноября на их судно напали пираты.

– Я проверяла ученические тетради, когда позвонил муж, – вспоминает Света. – Он сказал: «Не волнуйся и не переживай. У меня мало времени, чтобы все объяснять. Нас захватили пираты. Но со мной все нормально! Все целы и здоровы!» А дальше короткие гудки. Меня как холодной водой окатило.

С этого момента дни для нее потянулись в томительном ожидании. Днем Света пытается отвлечься от переживаний на работе, а по вечерам перебирает семейные фото и с 14-летним сыном Егором просматривает новости в Интернете.

По словам Светланы, пираты еще несколько раз позволяли мужу звонить домой. Каждый разговор длился не более минуты, Стас только успевал сказать, что у него все в порядке. Еще с женщиной связывались представители судовладельца: объясняли, что муж не забыт и переговоры о его освобождении ведутся. Звонили профсоюзники. И ни разу судьбой моряка не поинтересовались российские чиновники: ни из МИД, ни из миграционной службы, ни из других ведомств. Полтора месяца назад Света написала письмо президенту России Дмитрию Медведеву – попросила российские власти помочь вызволить из плена мужа. Но ответа не получила.

– Даже отписки никто не прислал, и я поняла, что на самом деле нашей власти нет дела до ее собственных граждан.

Чиновники с родными пленников не общаются

По данным Международного морского бюро, сейчас разбойники удерживают 24 торговых и 4 рыболовецких судна с 650 моряками. Из них трое россиян с судов Dover, Hannibal-2 и многоцелевого сухогруза Beluga Nomi­nation, на котором служил еще один российский моряк, без вести пропавший Владимир Исайкин.
Beluga Nomination пираты захватили 22 января 2011 года. Экипаж укрылся в цитадели (труднодоступном помещении), и капитан дал сигнал бедствия. Но катер береговой охраны Сейшелов и датский фрегат, откликнувшиеся на SOS, сблизились с захваченным судном слишком поздно – спустя 3 дня, когда бандиты уже вскрыли цитадель и поставили весь экипаж под дула автоматов.

Военные все равно обстреляли сухогруз. Для чего – неясно. По их заверениям, они начали атаку после расстрела пиратами одного из заложников. В итоге на судне поднялась суматоха, и четыре моряка попытались сбежать на плотах. Двух из них спасли, а судьба еще двоих, в том числе и 52-летнего Владимира Исайкина, неизвестна. Но есть и неофициальная версия, обсуждаемая на морских форумах, будто инцидент спровоцировали сами военные, от пуль которых и погибли трое моряков, в том числе и наш соотечественник.
Родственники Исайкина продолжают надеяться на лучшее.

– Мы знаем только то, что писалось в Интернете, – говорит теща Владимира, мама его жены Ирины. – В компании нам толком ничего не объяснили, а МИД на связь не выходил. Звоните им, пусть они всё объясняют.
Нина Ефимовна – мама второго россиянина с Beluga Nomination, калининградца Дмитрия Гудкова, тоже ничего не знает о судьбе своего сына.

– Когда стало известно, что Дима в плену, мне сам губернатор области звонил. Говорил, что отправил телеграмму министру иностранных дел Сергею Лаврову, и просил не переживать. – Нина Ефимовна плачет, в последний раз она общалась со своим сыном за неделю до захвата судна. – Губернатор обещал, что меня будут теперь держать в курсе всех событий. Но никто ничего не сообщает. Я даже не знаю, что думать. Каждый день хожу в церковь. Прошу, чтобы мой Димочка быстрее вернулся домой.

Пиратство превратилось в бизнес

В МИД «Собеседник» уверили, что родственники пленных моряков волнуются зря, мол, наше государство всегда заботится о своих гражданах, попавших за границей в тяжелую ситуацию, в том числе и о моряках.
Заместитель председателя профсоюза моряков Александр Агеев называет слова чиновников о «заботе» преувеличением:

– Власти даже толком не знают, сколько моряков работают за границей. Компании же в случае инцидента с кораблем всю информацию скрывают. Когда на Beluga Nomination случилась стрельба, никто в течение трех дней даже фамилий россиян, работавших на борту, узнать не мог.

По его мнению, компании засекречивают данные о моряках с захваченных пиратами судов по двум причинам. Во-первых, упоминание в прессе названий судов наносит ущерб репутации компаний, отвечающих за сохранность груза. Во-вторых, из-за общественного резонанса пираты начинают давить на судовладельцев с целью увеличить суммы выкуп­а.

– Размеры запрашиваемых выкупов уже выросли до 5–15 миллионов долларов, а средний размер реально выплачиваемых составляет 1,5–2 миллиона долларов. Пиратство превратилось в бизнес, с которым должны бороться сообща все государства, – настаивает Агеев, только что вернувшийся с форума морских профсоюзов стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

На этом совещании представители Индии, России и Филиппин решили выработать единую позицию по пиратству, чтобы выдвинуть ультиматум судовладельцам и правительствам всех стран. Первые должны будут найти новые маршруты для мореплавания в обход опасных зон. Вторые – с помощью военных выдавить пиратов из Индийского океана на берег и принять меры по освобождению из плена всех моряков. Если государства не прислушаются, профсоюзы запретят своим членам работать в Аденском заливе, через который проходят главные морские пути. Запрет чреват коллапсом: россияне, филиппинцы и индийцы составляют 56 процентов моряков, работающих на торговых судах.

Но помогут ли эти меры искоренить пиратство, которое, похоже, превратилось уже в одну из издержек моряцкой профессии, такую же, как долгое нахождение в открытом море или шторм?!

кстати

Весеннее обострение: хроника нападений

• 8 марта пираты атаковали американский контейнеровоз Maersk Alabama.

• 5 марта вооруженная охрана из 4 ветеранов спецназа отбила атаку на российский сухогруз Chariot.

• 5 марта пираты захватили танкер-афрамакс Guanabara, экипаж укрылся в цитадели. К счастью, поблизости находился американский эсминец USS Bulkeley с морпехами на борту. Заложники освобождены.

• 3 марта пираты атаковали два судна: танкер Front Pride и танкер-химовоз Voge Dignity, на борту которых были граждане России.

• 1 марта пираты захватили семейную яхту из Дании с тремя детьми на борту.

• 28 февраля пираты захватили балкер Dover с гражданином России.

мнение эксперта

Михаил Войтенко, редактор сайта «Морской бюллетень»: Надо убрать из залива военных

– Бойкот Аденского залива  – несбыточная мечта: торговые пути сформировались не за один год, а всем морякам нужно кормить семьи. И кстати, на что будут жить сами профсоюзные боссы, если у моряков не будет зарплаты? Чтобы устранить пиратскую угрозу, судовладельцам достаточно нанимать вооруженную охрану. А военных из залива надо поскорее убрать, потому что их присутствие только усиливает агрессию пиратов.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика