Матвей Шпаро: Лучше уж обсуждать спасение "Академика Шокальского", чем теракты, бандформирования и прочий негатив

3 января стало известно, что спасательная операция членов экипажа и пассажиров российского судна «Академик Шокальский», затёртого в антарктических льдах, затягивается. Ситуацию мы обсудили с известным полярным путешественником, кавалером российского Ордена Мужества Матвеем Шпаро

Фото:

3 января стало известно, что спасательная операция членов экипажа и пассажиров российского судна «Академик Шокальский», затёртого в антарктических льдах, затягивается: по сообщениям СМИ, ученые и обородование были эвакуированы,а российский экипаж в полном составе — 22 человека — остался.

Ситуацию мы обсудили с известным полярным путешественником, кавалером российского Ордена Мужества Матвеем Шпаро.

- Спасательная операция длилась неделю. Это долго или нет? Сколько в принципе должны занимать по времени такие мероприятия?

- На мой взгляд, людям на «Академике Шокальском» ничего, по большому счёту, не грозило. Если бы необходимо было спасать их жизни, то конечно, действовали бы быстрее. Здесь же, насколько я понял, речь шла скорее о спасении имущества. Я следил за ходом спасательной операции через СМИ, и у меня сложилось впечатление, что сами же учёные, находившиеся на борту, были наоборот рады, что у них появилась возможность ещё несколько дней изучать природу Антарктики.

- А можно ли было предусмотреть происшествие с «Академиком Шокальским»?

- Ледовую обстановку вообще сложно предсказать. Понятно, что существуют системы прогноза погоды и прогноза движения льда. Хорошо или плохо они сработали в этом случае — вот главный вопрос, но на него с ходу ответить непросто.

- Но вот корабль всё-таки оказался затёрт во льдах. Однако экипаж и пассажиры живы и здоровы и даже сыты. Всегда ли находящиеся на борту должны быть готовы к подобным внештатным ситуациям и чем они обеспечены на такой случай?

- Я думаю, что они могли бы продержаться на «Академике Шокальском» и месяц, и полтора, и два. Когда корабль уходит в плавание в воды Антарктиды, запасы всего — и пресной воды, и еды, и электричества, и горючего — обычно очень большие, чтобы хватило не на день-два. В этом смысле, думаю, им тоже ничего не угрожало.

- Выходит, ситуацию «раскручивали» СМИ?

- Да, мне как человеку, который довольно близко связан с Арктикой и Севером, казалось, что небольшой перебор в освещении этой ситуации есть, потому что ничего там на самом деле не было такого страшного и опасного. С другой стороны, для обычных людей, может быть, это было интересно. Всё же лучше сюжеты об Антарктике и операции спасении нашего корабля, чем о каких-нибудь бандформированиях и прочий негатив. Главное, что эти сюжеты были позитивными, хорошими, а много или мало им внимания уделялось — не так уж важно.

- Сегодня экипаж и пассажиров все же вывезли на вертолетах. Поначалу к ним на выручку отправили несколько судов, которые тоже застряли во льдах, а вертолёты принять на борт не могли. Почему так получилось?

- В истории много подобных примеров. В независимости от того, XXI сейчас век или XIX, Арктика и Антарктика остаются крайне суровыми местами, к ним всегда нужно относиться с большой осторожностью и вниманием. Нынешняя ситуация в этом плане как раз показательна: думали, что можно с помощью одного корабля вытащить другой корабль — не получилось. Понадеялись на третий — тоже не вышло. Я думаю, что неправильно недооценивать природу. Человек может много чего сделать, но Природа всегда сильнее.

Читайте также:

Фёдор Конюхов: Лимитом риска распоряжается Бог

4 самых значимых кругосветных путешествия в мировой истории

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика