Расследование. Черная дыра под Москвой

Куда деваются миллиарды, выделяемые на безопасность в метро?

Закопанные деньги

Московский метрополитен – один из самых больших и красивых в мире. И, учитывая обстановку в стране, один из наиболее опасных метрополитенов на земном шаре. Здесь, правда, не бывает множества аварий, как на автодорогах, невелика преступность, не так много случайных смертей, но даже один теракт перечеркивает всю положительную статистику и заставляет людей бояться метро. И небольшой по мощности взрыв под землей, в толчее, в замкнутом пространстве, может вызвать огромное количество жертв и посеять серьезную панику.

На прошлой неделе была черная дата – ровно месяц после взрывов в столичном метро. Московские власти отметили печальную дату объявлением, что с опережением графика выполнили поручение президента Медведева и подготовили план антитеррористических мер, которые защитят подземку от любых возможных нападок. Список и даже стиль изложения напомнил обещания 2001-го и 2004-го, озвученные после тогдашних терактов. Такое ощущение, что с прошлых речей просто стряхнули слой пыли и заново подготовили только смету – сколько денег налогоплательщиков потратить на очередную попытку сделать метро безопасным.

Начиная с 2004 года московская подземка в плановом режиме получает около 1 млрд рублей в год. Это еще не считая регулярного повышения стоимости проезда в метро. «Собеседник» взялся подсчитать, сколько денег уже закопали под землю и сколько зароют еще на антитеррористической волне. И главное – появятся ли гарантии, что «черный понедельник» 29 марта 2010 года не повторится?

Большой Брат

В московском метрополитене всё и все на виду. Главное изменение, которое бросается в глаза простому смертному – это появление два года назад колонн экстренного вызова в центре каждой станции. Они были закуплены в Германии за 90 млн рублей. Получается, в среднем по 500 тыс. за жестяную коробку с двумя кнопками – справка и SOS. Это – «связь с землей», которая подскажет, как добраться до нужной точки, и в случае необходимости примет сигнал о помощи. Колонны стоят уже два года, но, как показывают опросы, большинством москвичей воспринимаются скорее как странноватый элемент декора и удобный ориентир для назначения встреч – «Встретимся у колонны». Свою главную функцию они выполняют с трудом: докричаться до оператора метро и услышать его ответ сквозь шум чаще всего нереально. А в экстренном случае люди все равно бегут искать милиционера, а не общаться с неодушевленным автоматом в центре вестибюля.

Другой пример гордости начальников метро – камеры видео­наблюдения, установка которых обошлась еще в 70 с лишним млн рублей. Камеры ставила самая продвинутая в техническом отношении компания страны – «Техносерв». Благодаря ей за нами круглосуточно наблюдают в каждом вагоне Кольцевой и Сокольнической линий.

– Камеры есть, но многие из них уже вышли из строя, они не поддерживаются в рабочем состоянии, – посетовала руководитель метрополитеновского профсоюза Светлана Разина.

При этом камеры не увидишь, даже если будешь специально искать. Эксперты считают, что это скорее недостаток, чем достоинство: камеры видеонаблюдения нужны прежде всего для профилактики преступлений, на которые преступник не пойдет, зная, что его «видят». Но зато – так невозможно проконтролировать работу камер. И остается верить на слово администрации метрополитена.
Размытые изображения террористов и их непопадание в кадр на основном пути следования, которые стоили налогоплательщикам 70 млн рублей, вряд ли станут предметом какого-либо разбирательства. Компании, которые привлекаются к крупномасштабным метрополитеновским проектам – все не случайные. «Техносервом», например, рулит Алексей Ананьев, который вместе со своим братом Дмитрием владеет крупнейшим и одним из наиболее закрытых банков – Промсвязьбанком (ПСБ). Говорят, в ПСБ, как в швейцарском банке, надежно хранятся многие финансовые тайны страны – счета РПЦ и лично Патриарха, крупных чиновников (как утверждают, и премьер-министра Владимира Путина). Братьев Ананьевых называют «православными олигархами». А теперь они еще могут претендовать на звание «Больших Братьев» метрополитена.

Юстас – Путину

– К 2008 году московский метрополитен будет самым безопасным в мире, – заявил еще в 2005 году глава подземки Дмитрий Гаев на открытии станции «Деловой центр». В течение 2009 года ему это высказывание не припоминали – не было повода. Сейчас это смелое заявление точно не отнесешь как минимум к двум станциям – «Лубянке» и «Парку культуры». Главный оптимизм Гаева основывался на внедрении в метрополитене радиосвязи нового стандарта ТЕТРА, которая повышает разборчивость речи в помеховой ситуации, улучшает качество связи, защищена от прослушки. На самом деле эти провода обладают всеми данными достоинствами, хотя сильно новыми не являются – применяются в мире уже более 10 лет. Опутать подземное пространство радиосвязью обошлось московскому бюджету в 625 млн рублей: 185 комплектов оборудования в среднем по 20 млн рублей за штучку, оборудование питания к ним по 60 тыс. рублей за каждый, плюс 300 км различных кабелей на 264 млн рублей.

Такой крупный заказ выполнила компания «Юсттелеком», а главный передатчик – «сердце» системы – помещен на территории Курчатовского института. Директор научного заведения Михаил Ковальчук – один из близких приятелей премьер-министра Владимира Путина. Вместе со своим братом, Юрием Ковальчуком, он редко остается в стороне от крупномасштабных проектов с хорошим финансированием. Хорошо ли сработала 29 марта хваленая радиосистема безопасности метро на полмиллиарда рублей, мы теперь тоже вряд ли узнаем.

Белорусский тупик

Московское метро катает в день по 8–9 млн человек. Зампред комитета Госдумы Виктор Илюхин назвал его самым уязвимым среди соизмеримых по количеству: нехватка милиционеров, которые не рвутся под землю за небольшую зарплату, «дыры», через которые в столичную подземку могут проникнуть любые злоумышленники, много старых вагонов, построенных в «дотеррористическую» эпоху… Опасность, по словам депутата, могут представлять и тоннели, которые не проверяются должным образом.

Эти статьи расходов не требуют миллионов и миллиардов. Они требуют внимания. Так же, как и кинологическая служба метрополитена, которая уже не первый год заявляет, что для эффективной работы собак в метро должно быть в 5 раз больше, чем сейчас, когда дежурство на всех станциях несут лишь 70 четвероногих охранников. Кстати, они же остаются более эффективным «оружием» против наркотиков и взрывчатки, чем датчики, газоанализаторы, рамки металлоискателей, которые нам обещали начиная с 2004 года. Причем площадкой эксперимента и в то время, и сейчас называется станция «Белорусская-кольцевая». О необходимости такого рода оборудования еще спорят, но к ценам нас уже готовят: один комплект стоит от 20 до 100 млн рублей. Бездонная подземная дыра…

Вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин:


– Вопрос о расходовании немалых средств на безопасность метро уже обсуждался на последнем заседании Национального антитеррористического комитета. А средства там на самом деле немалые. Но их сложно контролировать: у нас в стране метро (не только московское, но и в других городах) не является федеральной собственностью, и это серьезное препятствие. Метрополитен действительно как государство в государстве.

Что касается технической стороны антитеррора, то стопроцентного средства защиты не существует. А наиболее эффективными являются даже не дорогостоящие газоанализаторы и датчики, а собаки. И это средство, кстати, не так дорого стоит.
А в принципе с террористами надо бороться еще до того, как они пришли осуществлять теракт.

Борис Немцов:  Метро станет безопасным, когда на нем поедут Путин, Медведев и Лужков

– Все проблемы метрополитена можно решить, если обязать чиновников пользоваться этим видом транспорта. Уж о своей безопасности они сумеют позаботиться! Я сам, бывает, езжу на метро, если пробки. И мне нравится. Народ хорошо реагирует, фотографирует, спрашивает автографы...

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика