Как и почему власть регулярно устраивает кровавые самосуды

Они спускают граждан с лестниц и похищают в багажниках. Не щадят даже женщин и детей: одних избивают за неуступчивость, других расстреливают за озорство. Они – это наши избранники: депутаты, чиновники, решившие, что обладают правом вершить самосуд

Фото: Алексей Гынгазов / Russian Look

Они спускают граждан с лестниц и похищают в багажниках. Не щадят даже женщин и детей: одних избивают за неуступчивость, других расстреливают за озорство. Они – это наши избранники: депутаты, чиновники, решившие, что обладают правом вершить самосуд.

За коров ответишь

Недавно в Ульяновской области депутата из небольшого села Студенец приговорили к 3 годам колонии. Правда, сейчас прокуратура обжалует решение, требуя для подсудимого 11 лет заключения. За то, что 39-летний Марат Микеев на пару с супругой похитили двоих местных жителей, пытаясь выбить из них миллион рублей.

– Примерно за год до инцидента у этого депутата сгорел дом, – поясняет старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима. – Он все это время проводил, так сказать, собственное расследование и решил, что в поджоге повинен один из жителей села. Хотя никаких реальных оснований для такого заключения не было.

Однако Микеев решился на самосуд. В 4 утра, захватив жену, подъехал к дому «поджигателя». Под угрозой оружия супруги затолкали его в багажник, а заодно и брата, вышедшего на шум. Завезли в безлюдное место и начали избивать. Добились от жертвы расписки – выдать миллион через неделю, брата тоже взяли в оборот – поручителем.

– В тот же день братья обратились в полицию, – продолжает Зима. – На суде супруги все отрицали, говорили, как водится, что это некая политическая провокация. Хотя жертвы депутатской расправы к политике отношения не имеют, это обычные рабочие люди. Просто иногда лица с властными полномочиями начинают думать, что они выше закона. И случаи, когда они совершают насилие против граждан, у нас бывают ежегодно.

В Омской области глава одного из поселков избил пожилых соседей за то, что те плохо пасли коров. Глава другого села в Челябинской области минувшей осенью напал на молодую женщину на пробежке – не желала знакомиться. Чиновник укусил ее за руку и начал душить. Прибывшим оперативникам объяснял: он здесь власть и решает, кому бегать.

«Пришить» ботаника

Но самое абсурдное, когда должностное лицо приходит в ярость без всякой видимой причины. Недавно в Твери возбудили уголовное дело против депутата Медновского поселения Андрея Волостных. Тот обнаружил незнакомца у себя в подъезде и, недолго думая, проткнул его шилом. 27-летний парень оказался в больнице с ранением легкого.

– Этот мальчик – тихоня-ботаник, заходил в гости к своему преподавателю, а Волостных к нему прицепился: мол, что ты в моем подъезде делаешь. Этот человек неадекватный, он и раньше людям угрожал, нам в том числе, – рассказал депутат – коллега Волостных. – А шило всегда носил в борсетке. Кто его знает, зачем. Он вообще бывший гаишник, ушел из органов из-за какой-то авантюры с растаможкой. Сам из Твери, а у нас избрался, потому что у него здесь бизнес – автостоянка, кафе. И в итоге ни по закону не может жить, ни по понятиям.

После лихих 90-х понятия действительно кое-где соединились с законом. В буквальном смысле. На днях в Троицке Челябинской области арестовали депутата горсовета. Он подозревается в том, что долгие годы возглавлял ОПГ, причастную к убийствам и вымогательствам. В общем, если раньше личности, поигрывающие тугими борсетками, могли лишь влиять на власть исподволь, то теперь они сами становятся ее представителями.

– Сегодня криминал, власть и частично полиция как бы сливаются в одну управляющую произволом тусовку, – считает один из учредителей «Лиги избирателей» Петр Шкуматов. – Эта картина особенно типична для небольших городков, где обязательно появляется «альфа-самец», владеющий местным бизнесом, избирается во власть и творит, что хочет. Яркий пример – недавний процесс в Можайском районе Подмосковья, за которым я наблюдал лично.

Террор вертикали

Разбирательство касалось депутата поселения Уваровка, бывшего боксера и единоросса Игоря Арансона. Вместе с сыном он зверски избил двух братьев, не уступивших его машине дорогу на пешеходном переходе.

– Суд шел долго, этих же братьев пытались сделать крайними, – вспоминает Шкуматов. – В итоге в первой инстанции, очевидно, не без влияния депутата, их даже признали виновными. В облсуде это решение отменили и осудили уже самого Арансона на год условно. Чему он был очень удивлен. Хотя его крайне поражало уже то, что пострадавшие, обычные люди, вообще посмели пойти в суд. Когда насилие творится наверху, правды добиться сложно.

Причем даже когда дело касается самых мелких «шишек» и самых ничтожных их преступлений. К примеру, депутат из села Тарлыковка Саратовской области слегка прибил местного жителя за то, что тот припарковался у его магазина.

– Нам было тяжело найти свидетелей, ведь депутат Ермеков считал себя местным царем – весь бизнес, рабочие места там принадлежали ему, – рассказал зам. прокурора района Дмитрий Алеев. – Кстати, он привел в суд много явно подставных лиц с показаниями в свою пользу.

Депутат не сдавался до последнего, на суде даже начал притворяться немым. И все это, чтобы не платить 5000 штрафа!

– Большинство этих случаев не публичны, мы даже не знаем, какая борьба разворачивается между чиновниками и населением, – считает Шкуматов.

И правда, в пределах МКАД­а мы слышим о скандалах с мигалками, редко – о пьяных выходках отпрысков высокопоставленных лиц. Может, тут, на виду, федеральные чиновники себя еще сдерживают? Но чуть дальше от центра слуги народа то и дело выступают против хозяина. И как уберечься?

Диагноз

Наталья Уколова, психолог:

– Разговоры о непорядочных людях во власти выглядят отвлеченно, пока не увидишь наглядную сводку событий. Да, можно сказать, что власть опьяняет, нивелирует нравственные барьеры. Но дело еще в другом. Многие из этих лиц все-таки люди определенного склада. Предприниматели во власть зачастую идут для защиты своего бизнеса, борьбы с конкурентами. А учитывая средний возраст этих людей, можно сказать, что свое дело они выстраивали в криминально-коррупционных условиях 90-х. И в работе с населением зачастую действуют по тем же радикальным схемам, к которым привыкли. В свое время говорили о тщательной психологической экспертизе при приеме на работу сотрудников органов. Возможно, такие тесты не помешали бы и депутатам.

Хроника необъявленной войны

Случаи, когда граждане увечат должностных лиц, тоже бывают, хотя и намного реже. Так, минувшей весной пьяный пенсионер из Свердловской области набросился на местного депутата Ирину Минееву с топором – хотел расквитаться за слишком высокие тарифы ЖКХ. Пару недель назад в Челябинской области житель села Кропачево стрелял из ружья в главу поселения, запрещавшего ему рыбачить с сетью. Иногда бунт принимает средневековые формы: в начале июня бизнесмен Гусь-Хрустального угрожал самосожжением в мэрии города. Всего лишь чтобы быстрее добиться разрешения на строительство гаража.

Между тем должностные лица не гнушаются изливать свой гнев и на детей. Чего стоила громкая история депутата Катарева из Хакасии, ранившего из пистолета пятиклассника за брошенный снежок. Кстати, за это Катарев получил лишь 3 года условно. А в Алтайском крае депутат сельсовета Иван Зяблов устроил настоящую охоту на подростка, якобы купившего в ларьке сигареты без очереди. Чиновник тут же избил парня, после съездил домой за ружьем и всю ночь провел в поисках обидчика, выясняя его адрес буквально у каждого встречного. В итоге изрешетил пулями дверь найденной таки квартиры парня и скрылся. Недавно суд присудил депутату более двух лет колонии-поселения.

Читайте также:

Чиновники без сердца и головы

В Ярославской области политика властей в области здравоохранения убила первого россиянина

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика