Скандал между врачами и Минздравом набирает обороты

Голодовка ижевских педиатров этой весной прогремела после выступления врачей на «Первом канале». Минздрав РФ пообещал во всем разобраться, общественность успокоилась и об этой истории забыла. Тем временем забастовка продолжается, а к бастующим присоединяются новые врачи

Голодовка ижевских педиатров этой весной прогремела после выступления врачей на «Первом канале».  Минздрав РФ пообещал во всем разобраться, общественность успокоилась и об этой истории забыла. Тем временем забастовка продолжается, а к бастующим присоединяются новые врачи.

Три минуты на прием

С 2006 г. каждый участковый врач получал обязательную президентскую надбавку 10 тыс. руб. При окладе 5–6 тысяч она, по сути, составляла большую часть зарплаты. Но с января этого года правила изменились: во-первых, надбавка стала пропорциональна числу пациентов. Больше осмотришь – больше получишь. Во-вторых, кому сколько платить, теперь решает главврач.

– В результате такой гонки на одного пациента получалось по три минуты, – сетует педиатр ижевской поликлиники №8 Татьяна Мазаева. – Но мы же не конвейер! Кроме того, при таком бешеном темпе страдало качество работы. Мы стали задерживаться на работе, перевыполнять норму, но получали все равно меньше. До января моя зарплата была 17–18 тысяч, теперь – 7–11.

«Итальянскую забастовку» (работа строго по нормам) педиатры начали в апреле. Историю и замяли бы, если бы трое врачей не объявили голодовку.

– Местным властям было на нас наплевать, – объясняет одна из голодавших, детский врач ижевской поликлиники №8 Ольга Барышникова. – Мы решились на отчаянный шаг, чтобы нас заметили в Москве.

И их заметили. Пригласили на «Первый канал», нагнали чиновников, пообещали во всем разобраться. Глава Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль взял ситуацию под контроль. Врачи воспряли духом и выпили с ним сока за окончание голодовки. Оказалось, рано радовались.

Зарплата главврача – от 100.000 рублей

– Мы вернулись из Москвы переполненные оптимизмом, но начались репрессии, – рассказывает Мазаева. – А президент Удмуртии Александр Волков, на которого мы возлагали большие надежды, обозвал нас отморозками. Также Волков заявил: ситуация раздута, снимать местного министра здравоохранения не будем. «Чтобы хорошо работать – надо пахать», – добавил он.

Местный министр здравоохранения Владимир Музлов на диалог с бастующими так и не пошел, за него отдуваются замы. Зато глава Минздрава РФ Вероника Скворцова призвала всех российских врачей присылать ей лично свои зарплатные квитки, а ведомство начало проверку зарплат медиков. И даже высчитало «среднюю температуру по больнице»: у врача – 34.358 руб., у медсестры – 19.355.

– Сначала была Голикова со своими цифрами, теперь Скворцова заявляет о 30 тысячах, когда на деле врач, работая на 2,5 ставки, получает 11 тысяч, – рассказывает «Собеседнику» сопредседатель комиссии по здравоохранению РОДП «Яблоко» Алексей Тихомиров. – Зато ценовой разброс зарплат главврачей варьируется от 100 тысяч до бесконечности. Да и то сто получают лишь совестливые «бедняки», которых единицы. Кроме того, главврачи набирают себе штат замов из родственников и друзей, многих оформляют неофициально. Я знаю поликлинику, где 13 замов. Это нормально?!

Не гнать волну

Многие врачи поддерживают ижевских коллег, но открыто заявлять о себе боятся. Сами педиатры после огласки проблемы получили по полной. Некоторых даже заставляют писать объяснительные из-за общения с журналистами.

– В моем кабинете постоянно проходят обыски, изымают медкарты, что-то ищут, – говорит «Собеседнику» педиатр ижевской поликлиники №9 Эллина Останина. – Наверное, готовят компромат. Сейчас-то меня не уволят – много шума. Но когда все уляжется... Главврач открыто спрашивает, как мы будем сотрудничать дальше. Некоторым главврачи угрожают устроить проблемы семьям и детям.

Забастовки в других городах пресекаются на корню. Так, в ржевской поликлинике собирались бастовать 8 медработников, но главврач подсуетился и выплатил все недостающие деньги. Врачи все равно вы­шли на улицу – теперь им грозит штраф за несанкционированный митинг. Сейчас ржевские медики помалкивают.

А дальше – снежный ком. Во­одушевившись примером коллег, в Ижевске забастовала детская поликлиника 3-й горбольницы. На 15 участках всего 6 врачей, часто работают без медсестер, по 12–14 часов на «конвейере» – в общем, ситуация стандартно вопиющая. Зам. главы минздрава Удмуртии Людмила Гузнищева традиционно пообещала им во всем разобраться, пока же педиатры готовят жалобу в Гоструд­инспекцию.

Сегодня писать о бунте врачей – это как писать о войне. Каждый день – новые подробности, новые «горячие точки». И проблема даже не в отдельно ворующих главврачах, она носит системный характер. Сама базовая ставка врачей ничтожно мала, и зарплата складывается лишь из надбавок. Дадут их или нет – каждый раз загадка.

Что же в итоге? Главу Мин­здрава Удмуртии к ответственности не привлекли, хотя и обещали. Президент республики все проблемы свел к проискам «политических авантюристов». Министр Скворцова на недавнем совещании у Путина хоть и признала «временное снижение зарплат» в регионах, но стрелки перевела обратно: мол, на местах не сразу разобрались с новой формой выплат, где-то долго возились с документами...

Свою вину Минздрав упорно не признает. Хотя именно он ввел новый порядок выплат и штрафов. А значит, система оплаты труда запуталась и бюрократизировалась донельзя тоже благодаря ему. А у Леонида Рошаля, взявшего на себя роль защитника медиков, так и не нашлось 5 минут для комментария «Собеседнику» о том, что же дальше будет с педиатрами страны. По словам секретаря, у него «очень плотный график».

Дневник врача

Чиновники призывают медиков «больше пахать». По закону участковые врачи работают 8 часов. Но реальность иная. Пример тому – обычный день педиатра в Ижевске.

8.00–12.00 – заполнение медкарт, отчетов, больничных листов и т.д.
12.00–14.00 – вызовы на дом. По норме – 6, но доходит до 15 и более.
14.00–15.00 – обед.
15.00–16.00 – еще вызовы на дом.
16.00–17.00 – снова бумажная работа (самая сложная – карты инвалидов, диспансерных и новорожденных детей).
17.00–20.00 – прием пациентов. По норме – 12 человек, реально – 25–30, если врач принимает за двоих – 50.
20.00 – оставшаяся бумажная работа часто берется домой.

История вопроса

«Итальянская забастовка» в Ижевске планировалась еще в декабре, но была перенесена из-за эпидемии гриппа. Идею поддержали 67 человек, но под напором начальства многие отступили. Осталось 11 врачей и 6 медсестер из разных поликлиник. Долги по надбавкам им уже выплатили, но требования об изменении «критериев оценки труда» и повышении базовой ставки на 29% пока не услышаны. Забастовка продолжается и по сей день.

Кошелек главврача

С января все медучреждения перешли на одноканальное финансирование из Фонда обязательного медицинского страхования. Деньги, поступившие на счет поликлиники, главный врач распределяет по своему усмотрению. Его же зарплата отчасти регулируется сверху – из органов управления здравоохранением, отчасти – им самим. Сам оклад – 40 тыс. и выше. Но ежемесячные доплаты и премии за административную работу, которые он выписывает сам себе, иногда достигают 200% от оклада. Кроме того, главврач нередко совмещает несколько должностей – например свою и врача-хирурга (причем обязанности последнего почти не исполняются). Так и набегает приличная сумма.

Читайте также:

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объяснил причины невиданного роста зарплат федеральных чиновников

Как научиться экономить?

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика