Золотая жила из вены

В России отменили плату за донорство. Медики говорят о грядущем дефиците крови, а эксперты считают, что кровь так или иначе будет продаваться, но уже на сером и черном рынках

В России отменили плату за донорство, и уже через две недели после вступления в силу нового закона число доноров в некоторых регионах снизилось втрое. Медики говорят о грядущем дефиците крови, а эксперты считают, что кровь так или иначе будет продаваться, но уже на сером и черном рынках.

Безвозмездно – это даром

– Принципы безвозмездного донорства действуют уже в 62 развитых странах. Мы относим к таковым и Россию, – гордо заявила глава Минздрава Вероника Скворцова на предмет нового закона, введенного 21 января. Отныне большинство доноров могут рассчитывать лишь на сухой паек или обед в ближайшей к станции переливания столовой. Плата сохраняется лишь за ценные группы крови и за ее отдельные компоненты.

– Раньше плата устанавливалась в зависимости от финансовых возможностей каждого региона и в разных субъектах достигала 20-кратного различия, – говорит зав. кафедрой трансфузиологии и проблем переливания крови НМХЦ им. Пирогова Евгений Жибурт. – А теперь суммы будут различаться не более чем в 2,5 раза.

К примеру, если в Туле за донацию платили 250 рублей, то в Москве на этом можно было заработать до 6000.

Сообщалось даже о многодетной семье, которая на донорскую выручку оплачивала ипотеку. Поэтому доноры двух столиц справедливости в новых правилах не нашли.

– За плазму нам теперь, получается, платят втрое меньше, – утверждает донор из Петербурга Дмитрий Веденёв. – Никаких льгот, кроме отгулов... Я сдавал кровь 6 раз, и для меня, студента, это было неплохим подспорьем. Новый закон – плевок в лицо донорам.

Питерские доноры – несколько сот человек – даже объявили забастовку с 1 февраля на месяц. Главврач местной станции переливания в ужасе от пустых коридоров – число доноров сократилось почти втрое. Та же ситуация, например, в Вологде. В Калининграде, опасаясь того же, выделили из местного бюджета 9 млн руб., чтобы сохранить компенсации. В Москве, где число доноров упало на 40%, также решили сохранить выплаты на «переходный период».

Между тем федеральные чиновники стоят на своем: дефицита крови не будет. Мало того, по мнению главы Федерального медико-биологического агентства Владимира Уйбы, против нового закона протестуют участники теневого донорства, у которых закон выбивает «рынок из-под ног». Странное заключение – ведь плата за кровь на сером рынке с введением закона только растет.

Кровь – деньги – товар

Серыми называют доноров, которые договариваются напрямую с родственниками нуждающихся пациентов и получают плату из их рук – зачастую вдвое больше официальной. Глава Минздрава назвала их «биологическими проститутками».

– Я оказываю людям услугу, отдаю им часть своего здоровья, – обиделась москвичка Галина П., донор редкой крови с 8-летним стажем. – Начинала сдавать, как все, со временем у меня завязались контакты. Мой телефон есть в Интернете. А в отделении переливания одного из медцентров у меня знакомый врач, который звонит, если кому-либо срочно требуется моя кровь. Не знаю, получает ли он за это что-то, но моя ставка – 10–15 тысяч. А учитывая последние события, я планирую поднять цену.

Контракты между родными реципиентов и донорами могут заключаться и без посредников.

– Когда заболел муж, из родни для донорства никто не подошел, – рассказывает Татьяна Молокаева. – Я стала объезжать отделения, очереди доноров. Нашла троих. Пришлось заплатить им около 20 тысяч рублей. Но что делать, если в больнице сказали, что крови нет?

– Что значит «нет крови»? Это миф! Пациенту в любом случае обязаны оказать помощь, – говорит Евгений Жибурт. – Мы, например, покупаем кровь по очень высоким стандартам, 1 л эритроцитов обходится нам в 15 тыс. руб. Но пациентам она ничего не стоит. И ее хватает.

Однако на форумах – масса историй о том, как врачи предлагали достать кровь за деньги...

Откуда берется тухлая кровь

Новый закон отчасти переводит плату за кровь на официальные рельсы. Пациентам по ОМС она по-прежнему должна переливаться бесплатно. А вот платным больным стоимость крови будут включать в прайс-лист. Тарифы неизвестны. В лучшем случае они будут равняться тем ценам, которые платит за кровь медучреждение. Ведь бесплатно получают кровь только городские и областные больницы. А ведомственные, федеральные и частные клиники ее покупают.

– Это поддерживает торговлю кровью, не всегда легальную, – говорит зампред формулярного комитета РАМН Павел Воробьев, – поскольку в системе платных услуг махинации по-прежнему возможны. Например, посредники между федеральными центрами и региональными станциями переливания, откуда в Москву свозят кровь.

О посредниках, частных структурах на черном рынке крови, говорят не первый год, но имена всплывают редко.

– Около 10 лет назад была история в Туле: некая фирма «Арум» по дешевке покупала у местной станции что попало, поставляла в Москву, в итоге двух человек заразили ВИЧ, – вспоминает Евгений Жибурт. – Но это единичный случай, и сейчас такой практики нет.

Правда, несколько лет спустя случилась еще одна история с зараженной кровью из Воронежа, которую вроде бы продали в Москву. Сначала звучали даже названия фирм-покупателей, но потом официальные лица заявили: за пределы региона кровь не пошла.

– Последние годы мы не слышим о подобном, у нас нынче говорят только о положительном, – считает профессор, глава фонда «Служба крови – людям» Валерий Максимов. – Я даже не знаю официальной статистики заражений сейчас, хотя раньше она публиковалась.

По неофициальным же данным, в год происходит около 7000 случаев заражения гепатитами В и С. Хотя доказать связь с переливанием почти невозможно: вирус проявляется не сразу. Поставщиками некачественной крови, говорят, по-прежнему остаются теневые фирмы.

– Они используются именно для сбыта плохой крови, хорошую задешево никто не отдаст. А им станции переливания вполне могут продавать и просто списанную или просроченную кровь, – считает Павел Воробьев. – Доказать это мы не можем, но я лично был свидетелем того, как пациенты погибали от тухлой крови.

Одни считают, что побороть эту практику могут только прозрачность и строгий контроль. Другие уверены: нужно просто легализовать частные фирмы на рынке. Как это сделано во многих странах, в том числе США.

– Непонятно, почему мы никак не можем отпустить кровь в частные руки, – говорит Валерий Максимов. – Чтобы заготовкой, поставками ее занимались и государственные, и частные структуры. Ввести регулирование и надзор не проблема. В силу конкуренции будет снижаться цена на кровь и повышаться ее качество.

Пока же новый закон угрожает лишь снизить количество легальной крови вслед за госрасходами на поддержку «белых» доноров. Но главное, новые правила могут буквально подпортить немало крови пациентам.

Цифры

По данным Минздрава РФ, ежегодно в переливании крови нуждаются 1,5 млн россиян.

По оценкам ВОЗ, оптимальное число доноров – 50 человек на 1000 населения. В России, по разным оценкам, регулярно кровь сдают 10–15 человек на 1000 (в США – 60).

В 2011-м в России насчитывалось порядка 1,7 млн доноров, в 1999-м – около 4 млн.

Читайте также

Органная недостаточность: почему Россия не принимает трупное донорство?

Для кого вам не жалко своей крови?
Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика