Идеальная афера «Идеального мира» или как не стать жертвой туроператора?

Стать жертвой финансовой аферы можно, даже купив путевку на отдых. Некоторые туроператоры «кидают» клиентов тысячами и на миллионы рублей

Стать жертвой финансовой аферы можно, даже купив путевку на отдых. Некоторые туроператоры «кидают» клиентов тысячами и на миллионы рублей. Очередная компания к отпускному сезону просто продала фальшивые билеты и прикрыла лавочку. 

«Идеальная» афера

На двери офиса туркомпании «Идеальный мир» сейчас нет даже таблички. За пыльными окнами – оставленные в спешке рабочие места, на подоконнике – недопитая бутылка виски.

Последними в офисе в начале недели побывали следователи, после чего на фирму завели уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере.

Директор конторы Татьяна Кавалерова собрала вещички еще на прошлых выходных, с тех пор ее местонахождение неизвестно. Известно лишь, что до своего исчезновения она отправила 54 туриста в Израиль, снабдив их липовыми обратными билетами (людям пришлось покупать настоящие за свой счет). И продала больше сотни фальшивых туров на Землю обетованную на май.

– Число пострадавших от действий туроператора на данный момент – около 200 человек, – сказал мне глава пресс-службы Ростуризма Олег Мосеев. – Жалобы к нам продолжают поступать, но глубина продаж не превышает мая, и резкого роста обращений не будет.

Сразу после скандала Ростуризм заявил, что ответственность «Идеального мира» застрахована на 30 млн руб. и этих денег хватит на компенсации всем пострадавшим. Однако «Росгосстрах» тут же парировал, что не получил от туроператора страховую премию, а значит, договор недействителен и страховку платить не будут.

– Сейчас мы пытаемся разрешить эту ситуацию, – говорит Олег Мосеев. – Договор страхования в таких случаях может быть расторгнут лишь в судебном порядке. Если у «Росгосстраха» были проблемы с «Идеальным миром», они должны были решать их раньше в суде, а клиенты не должны страдать из-за этого.

Клиенты уже и сами готовы идти в суд – как минимум 25 туристов намерены предъявить коллективный иск к «Идеальному миру». Но шансы получить деньги равны нулю.

– Допустим, найдут Кавалерову, у нее что, есть деньги в кармане, чтобы вернуть туристам? – комментирует ситуацию представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. – Эта компания вышла на рынок в 2005-м, работала в основном по Израилю. Но в итоге принимающие партнеры отказывались сотрудничать, потому что она никому не платила. Кавалерова продавала туры за 10–15 тысяч рублей, хотя Израиль – недешевая страна. Откуда такие скидки? В итоге она просто накопила долгов и сбежала. А что еще делать при таких аферах?

Путевка в «пирамиду»

Афера «Идеального мира» очевидна. Но проблема в том, что многие российские туроператоры играют по рискованным схемам.

– Конкуренция на рынке огромна, но многими игроками движут амбиции захватить долю побольше, – продолжает Тюрина. – В итоге они откровенно демпингуют, снижают цены, средств не хватает, берут кредиты, платить их нечем, и так по кругу. На массовых направлениях 40% туроператоров работают в убыток, 45% – в ноль и только 15% – с прибылью.

А это значит, что 85% компаний фактически работают по принципу «пирамиды», в бесконечном круговороте кредитов.

– Возьмем историю с обанкротившимся «Капитал-туром»: нехорошие слухи о нем ходили еще за три года до катастрофы, – вспоминает Ирина Тюрина. – К примеру, они платили огромные комиссии принимающему партнеру на Мальдивах, да еще налом давали 300 $ лично менеджеру, продавшему тур. Откуда все это?

Когда «Капитал» рухнул в ноябре 2010-го, стало ясно, откуда. Совокупный долг компании перед кредиторами составил 1,3 млрд рублей. Денег на выплаты более 8000 обманутых туристов, конечно, не оказалось.

Ситуация повторилась в январе этого года с другим крупным туроператором – «Ланта-тур вояж». Там больше 6000 пострадавших, которым сейчас «Ингосстрах» компенсирует лишь 51% ущерба: страховой суммы в 100 миллионов на всех просто не хватило.

– Они могли бы застраховаться на 200 млн, зная свои обороты и, наверное, зная, что обанкротятся, – говорит юрист Олег Курков, знакомый с ситуацией «Ланты». – Не говоря о туристах, одним только банкам они должны около 30 млн $. Причем кредиты висят и на самой «Ланте», и лично на ее руководителях, супругах Пучковых – как на физлицах и индивидуальных предпринимателях. И все они выступают друг у друга поручителями в едином долговом клубке.

Эта ситуация складывалась не один день, но лишь в конце января компания объявила о прекращении деятельности. Якобы потому, что давний партнер, «Мастер-банк», отказал в очередном займе. Дело шло к выборам, потому премьер Путин волевым решением попросил банк ВТБ прокредитовать «Ланту». Но и это не спасло, в конце февраля «Ланта» вновь прекратила деятельность.

– По закону и в интересах кредиторов они должны были начать процедуру банкротства, – продолжает Олег Курков. – Но пошли другим путем.
Говорят, еще в декабре Пучковы переписали на дочь свой дом в Южном Бутово ценой в 4 млн $. Потом начали распродавать офисы.

– Супругам принадлежит шесть помещений общей площадью 2500 кв. м. Почти все они заложены под банковские кредиты, – уточняет Курков. – Например, два помещения заложены в Сбербанке под 45 млн рублей. Однако их рыночная цена – 100 млн. Пучковы рассчитывают продать эти площади, погасить кредит, а разницу оставить себе. Они обратились к нам за юридической помощью в этом вопросе, но мы отказали. Все это незаконно и уголовно наказуемо. Даже за полгода до банкротства компания не имеет права на такие махинации. Хотя банкротами они себя не признают, чтобы успеть «распилить» имущество. Но все признаки банкротства налицо: активы Пучковых составляют 7 млн $, долги – 30 млн $, плюс тысячи пострадавших туристов.

Туристы «отдыхают»

Некоторые туристы сейчас забрасывают компанию исками, чтобы вернуть оставшуюся часть убытков. Но и это почти безнадежно – первыми в очереди на активы Пучковых будут банки. И большинство пострадавших рады тому, что возместили хотя бы половину потерь.

– Нам повезло, – так и говорит Валерия Рыбина, собиравшаяся ехать через «Ланту» в Таиланд. – Мы с друзьями на четверых потеряли 56 тысяч рублей. Не так уж много… Обиднее, что с отпуском пролетели.

А вот клиенты «Капитал-Тура» не получили вообще ничего. Хотя риски были застрахованы на 100 млн руб., через несколько месяцев после крушения «Капитала» обанкротился и его страховщик.

– С «Капиталом» многие нормальные страховщики отказались работать, и они нашли СК, которая не в теме, запудрили им мозги своими колоссальными оборотами, – рассказывает Ирина Тюрина. – А в итоге, когда туроператор накрылся, эти 100 млн оказались для небольшой компании непосильной ношей.

Некоторые усматривают тут признаки сговора. Тем более что СК «Инногарант» не значилась в рейтингах надежных страховых компаний.

– Мне вообще казалось, что «Капитал» и «Инногарант» работали в связке. Когда мы пытались вернуть наши деньги, ответом было только хамство с обеих сторон. – Анна купила у «Капитала» тур в Доминикану. – Я лично потеряла 32 тыс. рублей, но судиться не собираюсь. Клиентов «Ланты» поддержали перед выборами, а нас просто не заметили. С тех пор я езжу на отдых дикарем.

Мудрое решение. Учитывая, что предугадать, кто из туроператоров обрушится следующим, невозможно.

Между тем

На днях в Госдуме одобрили поправки в Закон о туризме, которые предполагают создание компенсационного фонда в рамках объединения туроператоров. Последние станут отчислять в фонд 0,1% своей годовой прибыли. К 2013 году в копилке будет уже до 300 млн руб., и эти деньги смогут направлять на возмещение убытков туристам.

Также вырастут размеры фингарантий туроператоров. Крупные компании будут отчислять под страховую ответственность 12% своих оборотов.
Планируется, что поправки будут подписаны президентом уже в мае. Но некоторые эксперты считают, что эти меры лишь дадут почву для новых махинаций.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика