Некто в рясе мечтает о кассе

Россию заполонили лжесвященники. Одни собирают подаяния и пожертвования на улицах и в переходах. Другие, покруче, «разводят» коммерсантов. Третьи используют рясу как прикрытие для серьезных криминальных афер. Добавьте еще сотни попов-расстриг и сектантов псевдоправославного толка, проводящих, не имея на то права, крещения и отпевания, и тогда начнет вырисовываться довольно неприглядная картина, о которой РПЦ говорить не любит.

Россию заполонили лжесвященники. Одни собирают подаяния и пожертвования на улицах и в переходах. Другие, покруче, «разводят» коммерсантов. Третьи используют рясу как прикрытие для серьезных криминальных афер. Добавьте еще сотни попов-расстриг и сектантов псевдоправославного толка, проводящих, не имея на то права, крещения и отпевания, и тогда начнет вырисовываться довольно неприглядная картина, о которой РПЦ говорить не любит. 

Крестом и пистолетом 

В мае этого года сотрудники ГУВД Санкт-Петербурга обратились в местную епархию с необычной просьбой – выделить трех священников для опознания мошенника. Батюшки должны были постоять в одном ряду с жуликом, который, представляясь отцом Феофаном, собирал с предпринимателей «на храм». Церковники отказались – прислали официальный ответ, что мирские дела, а тем более преступления их не касаются. Пришлось операм обращаться на «Ленфильм». 

– С одной стороны, понять отказ можно – церковь дистанцируется от всего дурного, – рассуждает Сергей Петров, начальник отдела Центра по борьбе с экстремизмом ГУВД Санкт-Петербурга. – С другой стороны, могли бы и помочь, ведь дурят мошенники не чью-нибудь, а именно православную паству. 

И дурят по-черному. В феврале в Дзержинске Нижегородской области разгорелся скандал: несколько старушек вышли на пикет к РОВД с требованием освободить «старца Серафима». «Старцу», к слову, всего 34 года. Женщины грозили милиционерам небесными карами и обещали написать петицию Патриарху. Однако РПЦ от популярного «батюшки» сразу открестилась, признав, что когда-то Сергей Сибирин был православным священником, но отлучен от церкви за богослужения на дому. На дому его и взяли, но не за богослужения и незаконную медицинскую практику («батюшка» прославился тем, что якобы исцелял наркоманов и раковых больных), а за распространение наркотиков. 

52-летний безработный уроженец Казани Эльдар Куницын тоже носил рясу, а под ней – травматический пистолет Макарова для защиты от своих же клиентов, которым сбывал подделки старинных монет. Покупателей он находил на антикварных развалах, представлялся им «отцом Сергием», говорил, что восстанавливает храм, в стенах которого нашел клад. Церковное начальство якобы разрешило ему продать золотишко, а на вырученные деньги купить стройматериалы. 

Задержали «отца Сергия» на автовокзале в Можайске в момент получения 13 тысяч долларов за очередной поддельный раритет. 
– Это все сложные схемы, – объясняет подполковник милиции Анатолий Максимов. – Чаще мошенники в рясах собирают деньги на несуществующие храмы. Зачем им другие статьи дохода, если они и так неплохо живут? 

«Отец Феофан» 

По словам Максимова, в криминальной среде сложилась прослойка мошенников, специализирующихся только на сборе пожертвований. Некоторые из них стали легендами – как, например, «отец Феофан». 

– Настоящая его фамилия Руднев, ему 62 года, прописан в псковской деревне Ельма, – рассказывает Сергей Петров, начальник питерских оперов, задержавших лжесвященника. – За всю жизнь у него наберется от силы 2 месяца трудового стажа, зато лагерного сколько угодно. У него 7 или 8 судимостей за мошенничество. 

Первый срок Руднев получил еще в 1970-е, а с конца 80-х стал «Феофаном». Его ловили, сажали, он выходил на свободу и первым делом шил на заказ новую рясу. 

– Схемы его афер не отличались разнообразием, – говорит Петров. – Руднев находил крупное предприятие, для которого, на его взгляд, пожертвование в несколько десятков тысяч рублей не будет обременительным, договаривался об аудиенции с руководителем. На встрече показывал поддельные прошения о пожертвовании за подписью Патриарха Кирилла для восстановления несуществующего Свято-Владимирского Крещенского мужского монастыря. А после получения денег мог еще и благодарственную грамоту вручить – тоже якобы от Кирилла. 

В нынешний раз разоблачили мошенника сотрудники питерской компании. Их насторожило, что от «попа» тянуло сивухой. Они покопались в Интернете, выяснили, что никакого Свято-Владимирского Крещенского монастыря нет, и обратились в милицию. 
К задержанию лжесвященник, кстати, отнесся спокойно, сразу попросил везти его в отдел. Сейчас в деле Руднева фигурирует еще два эпизода мошенничества. Но возможно, потерпевших было гораздо больше, ведь после последней его отсидки прошло уже почти два года. 

Собирать пожертвования могут только миряне 

Самая большая когорта лже-священников даже хождением по фирмам себя не утруждает. На них, облаченных в монашеские одежды, с коробочками и печатью вселенской скорби на лице можно натолкнуться где угодно. Причем подают им гораздо охотнее, чем обыкновенным нищим, потому что ряса внушает доверие. Есть в народе внутреннее убеждение, что монах обмануть не может. 

– Эти личности дискредитируют церковь, не имея на деле никакого к ней отношения, – считает Роман Силантьев, директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора (ВРНС). – Если хотите пожертвовать деньги на бого-угодное дело, жертвуйте в храме, не отдавайте их непонятно кому на улице. 

По словам Силантьева, искоренить лжесвященников могло бы ужесточение закона: штрафуют же за незаконное ношение милицейской формы – почему рясу может надеть кто угодно? 

– Я не раз призывал ввести законодательный запрет на ношение рясы, если человек не является священнослужителем, – объясняет он. – В РПЦ не все поддержали инициативу. 

Представители синодального информационного отдела Московского патриархата РПЦ считают, что церковь делает для борьбы со лжесвященниками все, что может. Например, еще в 2000 году Архиерейский собор фактически запретил монахам и священникам собирать пожертвования в общественных местах. 

– Пожертвования могут собирать только миряне, которые должны иметь письменное разрешение от своего архиерея, – сообщил представитель отдела. – На ящике для сбора средств должны быть точный адрес храма, печать и подпись председателя приходского совета. Священники выходят на улицы в исключительных случаях с разрешения своего епископа и архиерея, на территории которого ведется сбор. Кроме того, у каждого священника есть удостоверение. Так что, прежде чем положить деньги в ящик, попросите показать документы. Что же касается лжесвященников, то церковь – не милиция, чтобы ловить мошенников. 

Иеромонах Сергий (Рыбко), настоятель московского храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, вспоминает, как в 90-е изгнал со своей территории лжемонашек: 

– Мне только дали храм, и я столкнулся с тем, что прямо напротив стояла некая сестра Валентина и собирала пожертвования как раз на этот самый храм. Пошел прогонять ее, приехали какие-то бандиты. Но, слава Богу, с помощью милиции от них избавился. 
Сейчас же, по словам отца Сергия, мошенники атакуют не только мирян, но и саму церковь – они знают, что основной статьей дохода церковных общин были и остаются пожертвования: 

– Последние пару лет мне, да и другим братьям приходят письма из-за границы от каких-то непонятных людей, которые якобы получили огромное наследство и по завещанию должны перечислить церкви миллион долларов. Но для вступления в наследство им нужно уладить финансовые вопросы, а для этого надо каких-то 100 долларов. Вот и просят, чтобы я переслал. Но я не шлю, и вы не подавайте просителям в рясе, если есть сомнения, что эти деньги не пойдут на богоугодные дела. 

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика