Можно ли задешево победить пиратов?

Страсти вокруг сомалийских пиратов после освобождения танкера «Московский университет» никак не утихнут. Пираты пригрозили убивать всех русских моряков в отместку за смерть своих товарищей, но то лишь угрозы. Американцы в восторге от блестящей операции русских. Между тем есть и недовольные голоса: какого черта, мол, российские военные спасают суда под чужими флагами? Ситуацию комментирует главный редактор «Морского бюллетеня» Михаил Войтенко.

– Михаил, а действительно, какого морского черта?

– Такого, что принадлежность судна какой-либо стране от флага не зависит. Он вообще дело десятое. Еще с середины прошлого века большая часть мирового судоходства работает под так называемыми удобными флагами.

– А что значит «удобный»?

– К примеру, танкер «Московский университет», ходящий под флагом Либерии, принадлежит в конечном счете Рос¬комфлоту. И почти весь флот Роскомфлота зарегистрирован под такими «удобными» флагами. Думаю, не все даже знают, что это за страна – Либерия. Это крохотное государство где-то на западе Африки. Так вот, ее флаг позволяет судовладельцу уйти от некоторых российских законов и налогов на собственность. Если Роскомфлот переведет свои суда под российский триколор, он тут же разорится. И когда начинаются очередные вопли о российских судах с чужими флагами, надо помнить, что на это идут не от хорошей жизни. Государство не может обеспечить нормальное существование судовладельцу, он вынужден сам выкручиваться.

– Вы недавно сказали, что единственный способ защитить суда от пиратов – обеспечить каждое отрядом военных. А кто именно должен откомандировать солдат: страна, под чьим флагом ходит судно, или страна, которой оно принадлежит?

– Ни те и ни другие. Это должно быть международное подразделение, организованное по тому же принципу, что и операция по патрулированию Аденского залива. Отряд должен высаживаться на каждое судно без различий и преференций, независимо от цвета флага.

– Как вы полагаете, в какую сумму может обернуться воплощение вашей схемы сопровождения? 

– Сложно сказать, но уж точно дешевле, чем нынешнее патрулирование. В нем заняты страны НАТО, Россия, Евросоюз, Китай, Корея… Так вот, европейцы поначалу называли цифру порядка 850 млн евро в год, но в последнее время все предпочитают молчать о финансировании. Вероятно, потому, что речь идет о гигантских деньгах. А эффективности при этом мало. Лучше иметь в Аденском проливе 2–4 плавбазы – крупные десантные суда – и транспорт для доставки охраны на борт и обратно. Тогда не понадобится к каждому сухогрузу, подавшему заявку на сопровождение, приставлять военный корабль. Контингент для этого понадобится максимум 1,5 тысячи человек. Очень дешево, но главное, на 100% эффективно.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика