06:34, 19 Июля 2011 Версия для печати

Как погиб капитан "Булгарии"

В Казанском речном порту у «стены плача» груды живых роз и лилий вперемешку с детскими игрушками, шоколадными конфетами и свечами в пластиковых стаканчиках. Игрушечный цветок подпрыгивает и высовывается из горшочка, как будто маленький владелец его завел и бросил. Он никогда не придет…

Пассажиры речного вокзала подходят к спискам тех, кто оказался на теплоходе «Булгария» 10 июля. Многие находят там своих соседей или знакомых, но даже у тех, кто просто пришел возложить цветы в память о земляках, на глазах выступают слезы.

Пожилая женщина со старой, потемневшей фотографией в руках не отрывает взгляда от списка фамилий. 
– Кто-то из ваших близких был на теплоходе? – спрашиваю я.
– Надеюсь, что нет. Но боюсь, Александр Островский – это мой ученик Саша. Он учился у меня в четвертом классе в 1967 году…
Бывшая учительница начальных классов Мадина Ганеевна Гарипова, так зовут мою собеседницу, не ошиблась. Александр Островский – ее ученик, это мне подтвердили в лицее №5 Казани, где он когда-то учился, а она преподавала.
– Саша Островский был хорошим, спокойным мальчиком, – вспоминает Мадина Гарипова.

Любовь со школьной парты до гробовой доски

– Он всегда был честным и глубоко порядочным человеком, – рассказала одноклассница капитана Островского Вера Ланшакова.

В школе Александра Островского любили, за ним даже закрепилось ласковое прозвище «Острованчик». Он не был хулиганом и задирой, но мог постоять за себя. Саша Островский запомнился сверстникам трогательной историей любви к однокласснице Людмиле Петровой. Она стала его первой и последней любовью. Это она закрылась с ним в рубке «Булгарии», не надела спасательного жилета и не попыталась выбраться с тонущего теплохода. 

– Он очень трепетно и нежно к ней относился, – вспоминает Вера Ланшакова. – Нас, одноклассников, это удивляло и трогало одновременно. Ведь мы были совсем детьми, откуда в таком возрасте настоящие чувства? Он ходил за ней по пятам, старался заговорить, прикоснуться… В восьмом классе она не устояла и ответила ему взаимностью.

Александр и Людмила встретились два года назад, когда оба были свободны и одиноки. Юношеская любовь проснулась и вспыхнула с новой силой.

– Люда была счастлива и говорила, что все хорошо, если бы не его работа, – рассказывает Вера. – В последнее время с Сашей нельзя было заговорить, он был взвинчен, мгновенно срывался.

Людмила, чтобы поближе быть к любимому, устроилась на корабль буфетчицей. Подруге она иногда жаловалась, что на теплоходе Александр требователен, с команды дерет три шкуры.

Профессионал на «консервной банке»

В Казанском речном порту о капитане «Булгарии» Александре Островском тоже отзываются как о порядочном человеке. «Я его 35 пять лет знаю. Он тихий был, спокойный, мухи не обидит», – рассказала сотрудница справочного бюро. Но большинство знакомых Александра Борисовича сейчас осторожничают, говорить о коллеге, с которым не один пуд соли вместе съели, под своим именем соглашаются единицы.

– Мы с ним вместе в 1978 году плавать начинали, – рассказал капитан ОМ-350 Анатолий Данилов. – Он окончил Казанский речной техникум на год раньше меня. Первое время мы работали на ОМ-138, он – вторым штурманом, я – вторым мотористом. Парень он был нормальный и дело свое знал, постоянно повышал квалификацию, дипломировался.

По словам Анатолия Данилова, Островский водил в основном теплоходы, но несколько лет простоял за штурвалом «Метеоров», а управлять быстроходным судном, двигающимся по воде со скоростью 60 км в час, сложнее.

– Плавали мы с ним и по Ветлуге, – продолжает Данилов. – Река извилистая, течение стремительное, оборудованных пристаней нет. Мы тогда получили ценный опыт управления в тяжелых условиях. Я нисколько не сомневаюсь в его профессио-нализме.

В последнее время дела у Островского складывались из рук вон плохо. Это было очевидно хотя бы потому, что Александр работал на «Булгарии». За арендаторами теплохода в порту закрепилась репутация неблагонадежных работодателей, экипажу они постоянно задерживали зарплату и жалели деньги на капитальный ремонт изношенного, 55-го года рождения судна.

– Представьте себе консервную банку. Она держится на воде, плывет. Но какие у нее технические характеристики? Никаких. Все прекрасно понимали, что с «Булгарией» то же самое, – признался Данилов.

Финансовый заложник

В квартире бывшей жены капитана «Булгарии» Татьяны Островской и их взрослого сына Михаила на улице Фучика не смолкает телевизор. Близкие Александра ждут, когда «Булгарию» поднимут и эксперты наконец ответят на вопрос, в чем причина гибели судна.

– С февраля по апрель судно должно пройти техническую подготовку к навигационному периоду, – рассказывает Татьяна. – Но «Булгария» не прошла. Постоянно что-то ломалось, она часто находилась на ремонте в Перми. Последний раз – перед злополучным круизом…

Дочь Александра Островского Елена Лифантова подтверждает, что директор «Агроречтура» Светлана Инякина, арендовавшая «Булгарию», деньги в судно не вкладывала и выжимала все соки из теплохода и команды.

– Она была должна отцу 350 тысяч рублей, это его невыплаченная зарплата и деньги, которые он тратил на ремонты и которыми расплатился с эки-пажем.

Доходило до того, что вечного должника «Булгарию» в портах отказывались принимать на стоянку и экипаж скидывался, чтобы причалить к пристани.
Инякина держала Александра Островского в финансовой кабале, уверена его дочь, кормила обещаниями, что как только заработает, обязательно расплатится, и он все еще надеялся. Сам он жил в общежитии у друга, строил дом в пригороде – фундамент залили года два назад, дальше стройка застопорилась.

В «черный рейс» Островский, так рассказывает Елена Лифантова, вышел под давлением руководительницы.

– Она на него давила. Он с ней созванивался, и она наверняка говорила, что билеты раскуплены, турфирма ждет…

Встретил смерть за штурвалом

Близкие капитана «Булгарии» уверены: он стал жертвой обстоятельств – и возмущены, что его пытаются сделать единственным виновником случившегося.

– В фильме «Черный круиз», прошедшем на «Первом канале», авторы сказали, что капитана нашли на нижней палубе, и привели слова члена экипажа о том, что капитан якобы пробовал закрыть пробоину и вообще не понятно, что делал в момент трагедии. Мы дозвонились в МЧС и добились ответа от водолаза, нашедшего тело отца. Тело действительно достали с палубы, но его скорее всего отнесло сильным течением. В капитанской рубке нашли тело маленького ребенка, а оно никак не могло там находиться. И есть несколько очевидцев, которые помнят, что последние минуты отец провел за штурвалом, – рассказала дочь капитана Елена.

Из 23 членов экипажа погибли 12. Из пассажиров «Булгарии» спаслись немногие счастливчики. Участники трагедии, с которыми я общалась, сходятся во мнении, что экипаж теплохода спасал себя и своих родственников, а некоторые только собственную шкуру. На этом фоне поступок Островского... Что еще мог он сделать для спасения своей чести? Разве что отказаться от этой работы... Вы бы отказались?

Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Новое на сайте

22:04, 02 Декабря 2016
Что нужно помнить о поручнях в автобусе и почему мыть руки стоит не только перед едой. ЗОЖ-памятка Sobesednik.ru
»
21:00, 02 Декабря 2016
Кому предстоит платить двойной налог на недвижимость и коснется ли это садоводов и дачников, узнал Sobesednik.ru
»
20:03, 02 Декабря 2016
Леонид Якубович рассказал в интервью Sobesednik.ru о том, как его регулярно «хоронят» и о многолетней работе на ТВ
»