17:14, 25 Января 2014 Версия для печати

Павел Дуров, продавший "ВКонтакте", и другие создатели интернет-ресурсов, которые избавились от своих детищ

Павел Дуров продал ВКонтакте
Павел Дуров продал ВКонтакте. Фото с персональной страницы

Павел Дуров официально перестал быть нашим Цукербергом - продал свои акции «ВКонтакте». Он далеко не первый, кто отдает интернет-проект, созданный своими руками.

«Собеседник.ру» вспомнил другие случаи, когда создатели отказывались от своих знаменитых детищ.

1. Павел Дуров («ВКонтакте»)

Павел Дуров - не просто известная личность, не просто изобретатель популярного сайта, для жителей России он – символ определенного культурного пространства. История его компании интересна, драматична и показательна. «ВКонтакте» прошла путь от клона никому неизвестного сайта, до самой популярной площадки в интернете на всей территории СНГ. За годы своей работы Павел Дуров создал самый удобный, самый походящий сайт для широкой публики. Более того, он сумел объяснить пользователям, что социальная сеть - это не только общение, но и поиск необходимой информации.

Для того чтобы понять, что же произошло в компании, достаточно вспомнить заявление нынешнего основного акционера «ВКонтакте» Алишера Уманова в декабре 2013 года. Тогда он сказал, что Дуров, кончено, одарённый молодой человек, но интересы инвесторов важнее.

Павел отдавал свое детище потихоньку, жалуясь на давление акционеров и оставляя у себя все меньшую и меньшую долю в компании. Сейчас он все еще генеральный директор, но, скорее всего, и это ненадолго. Конечно, Дуров остался богатым человеком, но история «ВКонтакте» для него, похоже, уже в прошлом. И не то, чтобы эти события вызывали сильную грусть, просто очень уж показателен этот рассказ для порядков, царящих в современном IT-бизнесе.

2. Джеймс Кларк (Netscape Communications)

Бизнесмен и программист Джеймс Кларк основал Netscape Communications в 1994 году. Это было уже второе его детище, но именно оно принесло ему всеобщую известность и способствовало началу интернет-бума. Компания создала браузер Netscape Navigator, который первым начал пользоваться действительно всемирной популярностью. Когда компания вышла на биржу в 1995 году, его основатель стал мультимиллиардером.

Доля Netscape среди интернет-браузеров достигла 90%, однако в этот момент в борьбу включился Microsoft. Internet Explorer не был лучше, но он изначально ставился на большинство компьютеров. Даже с компанией Apple Microsoft достиг договоренности об его использовании. Netscape отчаянно боролся с превосходящим его по всем параметрам конкурентом, но начал терять доход. В 1998 году руководители компании сочли за благо продать Netscape Communications компании AOL за 4,2 миллиарда долларов и поступили правильно. К 2004 году доля Internet Explorer на мировой арене достигла 94%.

3. Джек Смит (Hotmail – Outlook.com)

В 1996 году Джеку Смиту пришла в голову идея создания удобного сервиса веб-почты, который можно запускать с любого компьютера. Когда разрабатывался бизнес-план, разработчики перебрали все свободные варианты, оканчивающиеся на «mail» и остановились на Hotmail, так как в названии присутствовали буквы HTML. Новый сервис должен был символизировать свободу доступа к почте с любого компьютера.

Компания стремительно набирала обороты. Запущенный летом 1996 года сайт Hotmail уже к концу 1997 года обладал 8,5 миллионами зарегистрированных пользователей (сумасшедшая цифра по тем временам). И тут на горизонте появился вездесущий Microsoft. Интернет-гигант предложил 400 миллионов долларов за новую компанию, и владельцы сочли это вариант подходящим для себя. В декабре 1997 Джек Смит перестал быть акционером Hotmail.

Microsoft успешно использовал полученный актив. Какое-то время Hotmail был безоговорочным лидером в сфере интернет-почты, да и сегодня эта компания остается одной из самых популярных в этом сегменте глобальной паутины, только уже под другим именем: в 2012 году Hotmail был объединен с Outlook.com.

4. Алексей Кривенков (Mail.ru)

Изначально проект Mail.ru создавался на голом энтузиазме группой программистов, которые решили сделать в России первый сервис, предоставляющий всем бесплатную веб-почту. Во главе процесса стоял Алексей Кривенков, бросивший учебу на физическом факультете МГУ и уехавший в Нью-Йорк «покорять Америку», но вернувшийся в Санкт-Петербург в 1998 году.

Новая почтовая служба принялась на удивление стремительно расти. Интернет-бум начал потихоньку проникать в Россию, а Mail.ru – пухнуть и набирать сотрудников. Пришли и новые менеджеры по развитию, которые стремились создать компанию западного типа с департаментами и иерархичной системой. Это в корне не устраивало первоначального создателя. Дальнейшие события лучше всего описал сам Кривенков: «Совет директоров склонился к тому, чтобы отдать большую часть компании за понятный им менеджмент и немного инвестиций. Я не считал это правильным и захотел продать свою долю. Тут же получил устраивающее меня предложение».  Сумма «устраивающего предложения» неизвестна. Называются разные цифры от $100 тысяч до одного миллиона долларов.

Сегодня Mail.ru – третий по популярности сайт в России. Принадлежит он инвестиционной группе Mail.Ru Group, ключевым акционером которой является уже упоминавшийся нами Алишер Усманов.

5. Джошуа Шахтер (Delicious)

Компания Delicious – это та самая история, когда один человек сам выращивает уникальный сервис из одной светлой идеи. Сайт был запущен в 2003 году и предложил удобный способ сортировать закладки в интернете по специальным меткам - тегам, что сегодня выглядит абсолютно естественным. Сам Джошуа утверждал, что изначально создал сайт исключительно в личных целях: «У меня в файле хранилось 20 000 ссылок, и я не мог больше ничего найти».

Шахтер не был первооткрывателем, но создал первый удобный сервис в это области, за что и был признан основателем направления, именуемого красивым термином «social bookmarking».

Оглушительный успех нового стартапа не мог не привлечь интерес мировых гигантов в области IT. В результате в 2005 году Джошуа Шахтер получил за свое изобретение от компании Yahoo! по разным оценкам от 15 до 30 миллионов долларов. Сам же сервис без энергии и креатива своего создателя начал постепенно затухать.

6. Арианна Хаффингтон (The Huffington Post)

История Арианны Хаффингтон уникальна в том плане, что она создавала не развлекательный сервис, а новостной сайт с элементами онлайн-сообщества. За статьи на сайте никто не платит, а люди работают ради внимания, которое достаётся им благодаря популярности самого ресурса.

Издание The Huffington Post было основано в 2005 году и быстро набрало значительную постоянную аудиторию. Сегодня это один из самых заметных новостных ресурсов, наряду с Fox News и ABC News. Популярность, в первую очередь, обусловлена редким талантом Арианны Хаффингтон выделять интересующие публику темы и извлекать из этого пользу.

Извлечь пользу она смогла и из своего детища, продав его за более чем 300 миллионов долларов компании AOL. Это шаг не только не погубил проект, но и позволил ресурсу увеличить свою популярность. При этом Арианна так и остается главным редактором своей успешной онлайн-газеты.

7. Кристофер Джеб (Broadcast.com)

Еще в 1995 году Кристофер Джеб начала создавать проект схожий с сегодняшним YouTube. Для реализации своих целей он пригласил Тодда Вагнера и Марка Кубана. Втроем они начали создавать первый в истории крупный телерадиопортал в интернете с большим выбором контента. На волне больших надежд инвесторов на глобальную паутину конца 1990-х, которые принято называть «пузырем доткомов», Yahoo! заинтересовалась перспективным сервисом. Интернет-гигант заплатил сумасшедшую сумму – только вдумайтесь: 5,7 миллиардов долларов. И это всего лишь за стартап!

Сервису был дан неплохой старт, но очень быстро стало ясно, что broadcast.com не пользуется популярностью у 80 миллионов пользователей поисковика Yahoo! Идея провалилась, и сегодня этот сайт уже не существует.

История с broadcast.com показывает, что в интернете важна не только идея, но и время ее воплощения. Схожий по задумке YouTube возник в 2005 и стал невероятно популярным, а broadcast.com оказался символом провала Yahoo!, но в то же время и символом успеха трех программистов, которые в одночасье стали мультимиллионерами.

Читайте также:

5 главных шагов Интернета на пути к мировому господству

Выяснилось, как Павлу Дурову удалось избежать наказания за сбитого им полицейского

Джеймс Кларк
Джеймс Кларк в 1998 году продал Netscape Communications компании AOL за 4,2 миллиарда долларов. Фото suricat.com.ua
Логотип Hotmail
Сервис Джека Смита был выкуплен Microsoft за 400 миллионов долларов. Фото liveside.net
Алексей Кривенков
Алексей Кривенков продал свою долю Mail.ru и ушел из компании. Фото с персональной страницы
Джошуа Шахтер
Джошуа Шахтер продал Delicious в 2005 году компании Yahoo! Фото ibusiness.ru
Арианна Хаффингтон
Арианна Хаффингтон продала The Huffington Post за более чем 300 миллионов долларов компании AOL. Фото Global Look
Поисковая система Yahoo!
Проект Кристофера Джеба Broadcast.com был выкуплен Yahoo! за 5,7 миллиардов долларов

Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Loading...

Новое на сайте

06:08, 09 Декабря 2016
Телеведущий Андрей Караулов утверждает, что ему пытались заказать компромат на Шойгу и Воробьева, узнал Sobesednik.ru
»
00:02, 09 Декабря 2016
Обозреватель Sobesednik.ru Владимир Кара-Мурза-старший – о спорном телевыступлении Татьяны Навки в концлагерной робе
»
22:08, 08 Декабря 2016
Sobesednik.ru выяснил, исходя из каких критериев следует выбирать санки для катания детей зимой
»