3 главных причины победы красных в Гражданской войне

11 октября 1919 года Красная Армия начала Орловско-Кромскую операцию, ставшую общепризнанным переломным моментом в ходе Гражданской войны. Мы выделили три фундаментальных фактора, которые помогли красным одолеть белых

Фото:

11 октября 1919 года Красная Армия начала Орловско-Кромскую операцию, ставшую общепризнанным переломным моментом в ходе Гражданской войны. Мы выделили три фундаментальных фактора, которые помогли красным одолеть белых.

Близится 96-летняя годовщина Великой октябрьской социалистической революции. Не за горами столетний юбилей ключевого события в истории России XX века. Наше общество до си пор расколото на тех, кто завтра же готов встать под красное знамя и умереть за Ленина, и на тех, кто просто не переваривает коммунизм и всё связанное с СССР. Вот уже почти сто лет историки и широкая общественность спорят между собой о том, как большевики, против которых было все, сумели победить белых.

За месяцы ожесточенных боев в октябре- ноябре 1919 года красные смогли отбросить Деникина от Москвы и перемолоть лучшие соединения Белой армии. После этой победы коммунистов белые уже только оборонялись и не проводили серьезных операций, которые могли бы угрожать красным. Мы выделили три фактора, без которых невозможны были бы ни успех в Орловско-Кромской операции, ни победа в Гражданской войне.

1. Пролетарии всех стран. Весной 1918 года после известий о том, что большевики заключили сепаратный мир с немцами, Англия, Франция, Италия, США и Япония решили «наказать» Россию за предательство и начать интервенцию на территорию недавнего союзника. Формально все это прикрывалось призывом о помощи со стороны белых, фактически – это было предательство идеалов и интересов противников большевиков в обмен на полумифическую поддержку в борьбе с Лениным.

В советской историографии старательно обходили стороной вопрос об участии на стороне красных воинских соединениях из других стран и выпячивали показной интернационализм: мол, под красное знамя мог стать любой, и неважно, какой он был национальности. Тем не менее известно, что в РККА были сформированы целые отряды из китайских, латвийских и других добровольцев, которые охотно шли умирать за Ленина со товарищи потому, что им неплохо платили царским золотом. Они не были идейными коммунистами, а об их зверствах на территории страны, истерзанной Гражданской войной, ходили легенды.

2. Комсостав и военспецы. Когда осенью 1917 года власть в Петрограде взяли большевики, никаких планов относительно старого руководства и системы управления, кроме полного их уничтожения, они не имели. Но после того, как немцы перестали соблюдать условия Брестского мира и повсюду начали вспыхивать антибольшевистские волнения, началась полномасштабная гражданская война, и для красных очевидным стал вопрос о создании новой и боеспособной армии.

Сначала решили туда набирать рабочих, сочувствующих, просто коммунистов, и ставить командирами политработников, комиссаров, пускай даже без военного опыта. Это была катастрофа: такие части не могли вести полноценных боевых действий и при столкновениях с белыми просто разбегались или терпели унизительные поражения. Троцкий решил действовать иначе. Наступив на горло собственной песне, он решил набирать в комсостав новой армии бывших царских офицеров - казалось бы, врагов нового строя, - но только такие «враги» умели правильно воевать, и они могли принести победу молодому пролетарскому государству рабочих и крестьян.

Ключевым стало вступление в Красную армию самых талантливых из бывших командиров: Брусилова, Бонч-Бруевича, Корка, Шапошникова, Егорова и других. Чуть ли не половина бывшего царского генерального штаба стала служить большевикам, причем многие делали это добровольно. Отсюда и результат: белые генералы не справились со своими же бывшими сослуживцами, оказавшимися более прагматичными и гибкими, чего так не хватало для победы «золотопогонникам».

3. Вера в новый мир. В советские годы считалось само собой разумеющимся и не подвергалось сомнению, что красноармейцы верили в то, что их дело правое и после победы они обязательно построят коммунизм – рай на земле. После краха СССР все наперебой стали утверждать, что красные победили белых числом, а не умением, что гнали их вперёд комиссарские заградотряды и что главным для них была только неограниченная власть и удовлетворение низменных инстинктов; наконец, что вообще вся революция и гражданская война делались на деньги кайзеровского генерального штаба, а Ленин был немецким шпионом.

Нелегко признать, живя в глобализованном и полностью меркантилизированом XXI веке, что есть что-то поважнее денег, например идея. Ключевой причиной того, что большевики победили 100 лет назад, было то, что они верили в свою идею, и она у них была. А у белых ее просто не было, вся их борьба носила фанатичный, а порой и просто садистский характер, как, например, деяния в Сибири барона фон Унгерна, который провозгласил себя воплощением Будды и мечтал об объединении Евразии под своим началом, параллельно снимая скальпы и измываясь над евреями и коммунистами.

Никто красноречивее не доказывает идейную победу красных, чем белый генерал Слащев, заявивший уже после Гражданской войны: «Тогда я ни во что не верил. Если меня спросят, за что я боролся и каково было мое настроение, я чистосердечно отвечу, что не знаю… Не скрою, что в моем сознании иногда мелькали мысли о том, что не большинство ли русского народа на стороне большевиков, – ведь невозможно же, что они и теперь торжествуют благодаря лишь немцам».

Читайте также:

Как ученые РАН грубо коверкают историю России

3 главных загадки Льва Троцкого

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика